«Щелкунчик» от «Щелкунчика»: в Оренбурге представили новогодний спектакль

Темнота – и зале появляется Мышиный король. Юные зрители удивлены, напуганы и впечатлены. Что же будет дальше? Победит ли добро? Конечно, зло отступит, а справедливость восторжествует. Завораживающие танцы, интересный сюжет, красочные декорации и костюмы – спектакль по известной сказке Гофмана в Оренбурге поставил театр музыки и танца «Щелкунчик».

Спектакль начинается с идеи. Желание поставить на сцене областного Дворца творчества детей и молодёжи им. В. Поляничко «Щелкунчика и Мышиного короля» у художественных руководителей театра Ольги Ольховой и Аллы Строиловой возникло давно.

— Раньше мне казалось, что в этой сказке нечего танцевать для такого количества детей, как у нас, — рассказала Алла Строилова. – Но в этом году всё придумалось, и получилась очень красочная, добрая и волшебная сказка. Когда я внимательно перечитывала «Щелкунчика», думала, что же мы понесём детям? Добро…

Несмотря на то, что основа сказки Гофмана была сохранена, в оренбургской интерпретации она претерпела некоторые изменения: так, Дроссельмейер не крёстный, а дядя, да и коварного Фрица, брата Маши, нет. Зато есть литературный бал, с которого и начинается повествование: Маша спешит на него, но по дороге помогает «замерзающему» Снеговику, обвязывая его шарфом.

Действия переносятся в замок, где и проходит торжество. Спектакль начинается с «Марша» Петра Чайковского, под который изящно двигаются дамы и кавалеры. Среди них – главная героиня, которой предстоит встречать гостей. И первые «литературные» посетители представляют «Алые паруса» Александра Грина.

Но на сцене «дворца» оживают не только конкретные литературные произведения, но и, например, русский фольклор – в красивых тематических костюмах выходят юные танцовщики с «петрушками» – или гномы и великаны, отплясывающие под современную песню Алексея Воробьёва «Ямайка». Примечательно, что актёры-великаны двигались на ходулях с завидной лёгкостью, а маленькие люди пришли на бал в неподобающем виде – в джинсах и, как поётся, майке.

Волшебство начинается, когда Маша получает в подарок Щелкунчика – деревянную куклу, разгрызающую орехи. Оказывается, этот игрушечный человек – заколдованный Принц, который показывает девочке своё королевство. На сцене появляются трудолюбие гномы, танцующие под задорную мелодию, а после их сменяют… краски? Да, в этом царстве даже цвета оживают. У ребят, танцующих в чёрном, на спинах написано «Малевич» — зрители, заметив это, оживились.

Пожалуй, самый сильный момент – это появление главного отрицательного персонажа, поработившего доброе королевство. Темнота – и вот появляется Мышиный король. Казалось бы, звук идёт со сцены, но на словах «Обернитесь и узрите!» включается свет, и зрители видят, что злодей-то – посреди зала. Великолепная музыка, завораживающие движения и прекрасные костюмы – на сцене появляется мышиная армия. Этот номер зловещий и немного пугающий – юные зрители не на шутку взбудоражились – но оторвать взгляд от танца невозможно.

— Мышиный король получился у нас не страшным, а, скорее, подленьким, не таким злодеем, которым его обычно показывают, — объяснила Алла Строилова. – Он вызывает омерзение, но маленькие дети его боятся и радуются, когда мыши уходят.

Конечно, добро побеждает зло, Щелкунчик становится Принцем, а Мышиный король… уходит. Маша на протяжении всего спектакля добра и протягивает руку помощи нуждающимся, поэтому заколдованные волшебной музыкой король и его армия остаются в живых. Девочка помогает не только Щелкунчику и Снеговику, но и мышатам, хотя должна была бы их испугаться.

Спектакль показывали дети, а актёрская игра, как известно, дело тонкое: здесь нужно соблюсти норму и не переиграть. И ребятам удалось – их словам и действия веришь, в них есть жизнь и нет излишней драматичности и надрыва. Жизнь – своя, неподдельная – есть и в танцах: «Щелкунчик» рассчитан не только на ребят, но и на их родителей, поэтому некоторые хореографические номера не по-детски глубокие. Например, отображение пути – только клубок в руках танцоров может выдать смысл.

Всего в спектакле приняли участие более 300 детей: самому юному участнику – 4 года, старшему – 20 лет. По словам Аллы Строиловой, выпускник умолял взять его «Щелкунчик». А ещё в постановке – 3 Маши! Не зная этого факта, и не заметишь: настолько хорошо сыграно каждой девочкой.

Восприятие дополняют яркие декорации и костюмы. На каждый номер – особенные, тематические. И простенькие чёрные платья, и «расписные» национальные одеяния, и бальные наряды – на каждую вещи ушло по 3,5 метра! И, смотря на спектакль, понимаешь: не зря, экономия была бы здесь неуместной.

Музыка была подобрана практически под каждого зрителя. Бессмертная классика – а начинали и заканчивали спектакль произведения Петра Чайковского – дополнялась современными популярными песнями. Это смотрелось интересно и правильно. А некоторые композиции исполнили сами актёры.

Оренбургский «Щелкунчик» понравился и детям, и их родителям. И даже высоким гостям – так, премьеру посетил губернатор области Юрий Берг.

— Я думаю, со мной все согласятся. Спасибо за сказку, за праздник, спасибо за то, что мы сегодня здесь увидели, —  поблагодарил художественных руководителей глава региона. – Я поздравляю всех с наступающим Новым годом! Мне трудно, конечно, состязаться с Дедом Морозом, он кладёт под ёлку подарки 31 декабря, и 1 января смотрим, что он подарил. Можно я тоже побуду волшебником?  

«Щелкунчик» от театра «Щелкунчик» стал хорошим подарком Оренбургу. Добрая, красивая и увлекательная история и сложная хореография порадует и вдохновит зрителей. Осталось всего 3 представления – 6 января в 11:00, 13:00 и 17:00.