Коммунальный очаг у Покровских ворот: в Оренбурге показали благотворительный спектакль

фото: Сергей Медведев, RIA56

«Это сокровище вам не сдалось – это мой крест!» — и зал засмеялся. Кто-то, совсем рядом, особенно громко, но искренне, а кто-то просто улыбался. Но тех, кто бы скорчился в недовольной гримасе, не было: благотворительный спектакль «Покровские ворота» фонда «Необыкновенное чудо»

получился весёлым, забавным и совсем не любительским. Почти.

Покажут его, правда, 14 и 15 марта, но генеральный прогон со зрителями прошёл в понедельник, 13-го. Режиссёр Павел Каштанов напомнил зрителям, что это репетиция.

— У нас есть традиция. Я могу остановить актёров, делать замечания, потому что на сцену по-нормальному вышли в первый раз. Экраны, декорации, костюмы. Не все, к сожалению, ещё выучили текст, и такое бывает, хотя я их ругаю. Будет такое. Так что настройтесь и не обижайтесь, — предупредил Каштанов. – Нам нужна ваша поддержка, мы проверяем, актёры должны убедиться, где действительно смешно, получается здорово и возникают аплодисменты.

Режиссёр шёпотом попросил, чтобы даже если не было смешно, зрители всё равно смеялись. Но неискренних эмоций в этот вечер не было: улыбки, аплодисменты и весёлый шум были естественны.

Ставить спектакль, по пьесе которого уже снят фильм, рискованно. Многие смотрели «Покровские ворота», полюбили даже самых отъявленных эмоциональных «негодяев» и фразы, ставшие афоризмами. «Заметьте, не я этого предложил» или «Вот вы ее зовете Наяда. Вы говорите: «Я тоскую, как Блок»! А это, простите, какой-то Херасков». А ещё – бесподобные актёры, буквально стали Хоботовыми и Костиками.

Оправдан ли риск в оренбургских «Покровских воротах»? Да. Потому что благотворительность в любом случае затмевает творчество, но и оно было в спектакле. И немало.

А дело было вот в чём: на сцене развернулся треугольник. Знакомая, в общем-то, человечески-геометрическая фигура, но в углу не любовь стоит, а эгоизм. Маргарита Хоботова счастлива с Саввой Ефимовым, но их счастливая чета не желает отпускать Льва Хоботова, бывшего мужа. Он же не справится один, без опеки бывшей жены и её нового почти супруга. И всё, вроде бы, течёт своей жизнью, пока Хоботов не встречает медсестру Людочку…

Интригует? Конечно! Сможет ли главный герой вырваться из порочного круга? А если ещё учесть, что действия разворачиваются в коммунальной квартире под взором неравнодушных соседей. Их истории не менее интересны и забавны: например, похождения ловеласа-историка Костика, муки творчества и любви Аркадия Велюрова.

Роли сыграли известные люди нашего города. Например, в образ Велюрова вжился Константин Гетман, зампредседателя Оренбургского Морского Собрания. Его герой оказался самым обаятельный: статный, местами комичный и очень, что важно, гармоничный. Гетман не пере- или недоигрывал, его словам и действиям зрители верили. Ни толики жеманства или чего-то ещё, но артистизм.

Также ненадолго сменили профессию заместитель начальника Орского отделения Южно-Уральской железной дороги Нина Сметанникова (Маргарита Хоботова), журналистка Екатерина Шитикова (Рита), преподаватель ОГУ Виталий Томин (Константин), главврач областного центра охраны здоровья семьи и репродукции Ольга Якунина, экс-президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев, экс-председатель комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Алексей Широбоков.

Несмотря на положительную реакцию зрителей, была и ложка дёгтя. Точнее, непрофессионализма. Так, главный ловелас «Покровских ворот» явно переигрывал, был неприятно жеманных и манерным. Есть в театре школа переживания, когда актёр не играет, а живёт героем, и есть школа подражания, когда показывает когда-то увиденные эмоции. У Костика был второй случай. Он пытался быть экранным, обаятельным и неподражаемым, даже копировал его жесты и движения. Но энергию перенять не получилось, и это после просмотра профессиональных премьер слегка раздражало. А ещё этот герой почему-то постоянно говорит стишками-пирожками. 50-е же, какие пирожки? Лёгкий диссонанс, хотя зал современную поэтическую форму принял положительно.

Были и обратные случаи: Хоботова, например, была однотонна. Хотя актриса старалась, и у неё получился свой, более агрессивный образ, но не хватило голоса. Интонационного спектра, глубины. А Хоботов, иногда казалось, слишком дёргается. Да, как тут не понервничаешь, когда ты разрываешься между «хочу» и «приказывают», но… Экранный персонаж, хотя и слаб, но не слабохарактерен.

Но Хоботову, несмотря на его недостатки, сопереживаешь. Он вызывает улыбку и слегка уничижающую жалость, как и Савва Ефимов. А моно-Хоботова – определённый образ. Другой.

А ещё – некая затянутость. Люди, которые не смотрели «Покровские ворота», не сразу поняли, о чём спектакль, что это за герои и что происходит. Глубина фильма не повторилась, да и отразить её было не бы архисложно, но и время можно было сократить. Хотя люди, вроде бы, не зевали и досидели бодрыми до конца.

В заслугу режиссёра можно поставить и то, что он не скопировал фильм – некоторые сцены, проигнорированные кино, взяты из пьесы. А ещё – прекрасные музыка и танцы. Когда вышел обаятельнейший поэт и запел «Значит, человеку хорошо», зал взорвался. Да и наблюдать за развитием действия было интересно.

…Ещё раз «Покровские ворота» покажут 14 и 15 марта в музкомедии. Практически все билеты распроданы. Благотворительность удалась – смех, улыбки или даже безразличие, гнев, помогут кому-то. А это – самое важное. Бизнесмены и деятели, пускай и не безусловно известные, привлекли своих друзей, коллег, родственникам. А обычному зрителю всё равно, кто играет, главное, чтобы было даже не хорошо, — во благо.