Пятьдесят лет спустя: история «золотой» любви

Семья Заиченко из Октябрьского района Оренбургской области стала обладательницей памятной медали «За любовь и верность», полученной из рук и.о. губернатора региона Юрия Берга. В

 этом году супруги отметили 50-летие совместной жизни. 

Золотую свадьбу, наверное, справлять интереснее, чем ситцевую. За плечами пять десятков лет, энное количество детей и внуков, кому-то повезло обзавестись и правнуками. Как уверяют «знающие» люди, объем привязанности и нежности по отношению к внукам прямо пропорционален времени, потраченному на воспитание детей в молодости. Вот такая занятная арифметика получается. Золотая свадьба отгремела-отгуляла и в семье Заиченко. Константин Петрович и Надежда Кузьминична погожим июньским днем отметили свадьбу. Смешно сказать, но 50 лет назад как таковой свадьбы-то и не было… Сошлись, расписались, прожили долгую и счастливую жизнь. Ни фаты, ни платья, ни торжества по случаю росписи. 

…Десятый класс Надежде пришлось заканчивать в Адамовской вечерней школе. В ее деревне была только восьмилетка, а каждый день отправлять дочь за двенадцать километров на уроки в соседнее село мама опасалась. Надя остановилась на квартире у брата в Адамовке. Днем работала наборщицей в местной типографии, а вечером спешила на учебу.

Она вошла в класс, когда почти все сидели за партами. Обвела всех взглядом и села на свободное место. Костю Заиченко, самого симпатичного парня, она просто не могла не заметить: сердечко, наверное, подсказало. Скромный, невероятно обаятельный и занятой, он был душой класса. К его мнению прислушивались, у него спрашивали совета, к нему обращались за помощью. Он никогда не хвастался, не умел хамить, был всегда ровен и спокоен. Все это она рассмотрела и оценила потом, а тогда, в неполные семнадцать лет, впервые и без оглядки влюбилась…

В один из дождливых слякотных осенних вечеров Костя провожал Надю домой. Они разговаривали об учебе, работе, учителях и уроках. Удивительно, но она рядом с ним не чувствовала никакого волнения и робости. Он светил под ноги фонариком, чтобы она ненароком не наступила в грязную жижу. У самой калитки попрощались: «До завтра!».

А как же буря страсти? Шторм чувств и ураган эмоций? Это удел романистов. Любовь в жизнь Надежды Кузьминичны и Константина Петровича вошла осторожно и робко, незаметно для окружающих и даже для них самих.

Когда весной Костя впервые заговорил о женитьбе, Надя от неожиданности и удивления рассмеялась: «Какая из меня жена?» — хохотала она до слез. Успокоившись, смотрела на его горящие, от смущения щеки и заливалась смехом снова: «Ты – муж?!». Когда до экзаменов оставались считанные дни, Костя тоном, не приемлющим возражений, предложил ей жить вместе. Как лучшему сварщику ему пообещали однокомнатную квартиру. Тогда-то Надя написала письмо домой, прося у родителей разрешения на замужество. Мама, всплакнув, с согласием медлить не стала. Главное ведь, не во сколько лет выйти замуж, а за кого. Она в свою дочь и в ее правильный выбор верила.

Костя и Надя стали жить вместе. Только 16 января 1965 года они подали заявление в ЗАГС с просьбой зарегистрировать их брак. Надежда, тогда уже освоившаяся с ролью молодой хозяйки, носила под сердцем первенца – Иришку. Свадьбу так и не получилось сыграть. Где взять на всех гостей угощенья, если все, включая хлеб и масло, по талонам. В пять часов утра они бегали в булочную занимать очередь за хлебом. И ведь жили, радуясь каждому новому дню, веря в свое счастье. А счастье уже снова толкалось ножкой в животе у молодой мамы. В 1968 году на свет появился Андрей.

В это время Надежда Кузьминична, уже сменив черный халат типографского наборщика на белую блузку и черную юбку судебного исполнителя, училась заочно в Челябинском юридическом техникуме, а Константин Петрович, превратившись из комсомольского вожака в инструктора райкома партии, поступил на учебу в Свердловскую ВПШ.

Вся семья без долгих раздумий переехала на местожительство в столицу Урала. Годы, проведенные в Свердловске, по мнению Надежды Кузьминичны, лучшие в их жизни. Она вспоминает, как гуляли с детьми по красивым прохладным улочкам, как восхищались балетной труппой лучшего оперного театра России, как купили сервант, холодильник, телевизор… По распоряжению райкома партии, по окончании ВПШ, Константина Петровича направляют для проведения идеологической работы сначала в совхоз «Комсомольский» Адамовского района, а потом – в Октябрьское.

Не могу удержаться от волнующего вопроса: а любовь? Любовь и в самом деле существует? Искренне рассмеявшись, собеседница кокетливо повела плечом – а как же?! Если б не Любовь, не было б ничего этого – ни уютного дома, ухоженного двора, замечательных детей и внуков, ощущения собственной нужности и важности, покоя и безмятежности, уверенности в завтрашнем дне.