Губернатор говорит: как изменились послания главы региона за пять лет

Шесть лет назад губернатор Оренбургской области Юрий Берг впервые вступил в должность главы региона. 20 июня он выступит с очередным посланием. RIA56 сравнил последний отчет-послание главы регона (апрель 2015 года) с его первым программным выступлением, которое состоялось в декабре 2010 года.

Сельское хозяйство

2010:  Для села это был год больших испытаний – засуха, пожары. Природные аномалии привели к гибели посевов на площади около 1,8 миллионов гектаров. Сложно было рассчитывать на высокий урожай, тем не менее, в сложнейших условиях намолочено 740 тысяч тонн зерна, заготовлены корма для зимовки скота, не допущено снижения производства животноводческой продукции. Область обеспечена необходимыми продуктами питания. Это стало возможным благодаря своевременной поддержке пострадавшим от засухи хозяйствам со стороны области и федерального центра. На эти цели область взяла бюджетный кредит на общую сумму почти 3 миллиарда рублей и направила его пострадавшим хозяйствам в качестве безвозмездной помощи.

2015: В повышении уровня и качества жизни особенно нуждаются люди, работающие и живущие на селе. Те, кто выполняет сегодня задачу государственной важности – обеспечение продовольственной безопасности страны и продовольственного импортозамещения. <…> Не могу сказать, что я удовлетворен тем, как мы решаем задачу по созданию продовольственного щита России. Была объявлена мобилизация в сельском хозяйстве, а на поверку – аграрный сектор области живет, по большому счету, в прежнем ритме. В прошлом году я ставил задачу по увеличению производства и переработки пшеницы твердых сортов. Говорил, что необходимо пробивать новые рынки сбыта и расширить площади сева твёрдой пшеницы до полумиллиона гектаров к 2018 году. Наряду с увеличением валового сбора. Пока не предложено механизмов, способных решить эту задачу. Еще одно поручение, динамика исполнения которого меня не устраивает. Это создание МТК – комплексов, оснащенных сельскохозяйственной техникой для помощи аграриям при проведении сезонных полевых работ.

Мною инициированы переговоры с Ростсельмашем и белорусским Гомсельмашем. Есть договоренности о поставках до ста единиц техники. Наша задача – добиться хорошей скидки и привезти технику на поля. Но под лежачий камень вода не течет. Требую активизировать данное направление работы. И еще. Отдельный приоритет – работа Минсельхоза по закредитованности наших сельхозпредприятий. Не секрет, что задолжали столько, что в пору в поле не выходить. В то же время, несмотря на все трудности, реализация крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве продолжается. Да, они идут непросто. Но все болезни роста преодолимы, если есть желание двигаться дальше.  Правительство области в полной мере выполняет обязательства перед аграриями. Объем государственной поддержки села в 2014 году составил 4,2 миллиарда рублей. В текущем году она запланировала в размере – 4,6 миллиарда, и по возможности будем ее наращивать.

Бюджет

2010: Первая важная задача власти – работать над повышением эффективности бюджетных расходов. Смысл задачи предельно ясен: бюджетные деньги должны использоваться только для достижения конкретных результатов. Механизм, который поможет этого достичь, уже предложен федеральным законом № 83, цель которого – наладить максимально эффективное управление государственными и муниципальными финансами. Средства должны идти не на содержание учреждений, а на финансирование услуг, которые они предоставляют. Необходимо раз и навсегда пресечь потребительское отношение к бюджетным деньгам. Руководитель должен грамотно расставлять приоритеты и достигать поставленных целей с наименьшими затратами. Работа предстоит огромная — более шести тысяч бюджетных учреждений должны перейти в новые организационно-правовые формы и в корне поменять свои подходы к ведению хозяйственной деятельности.

2015: Грамотное определение досягаемых горизонтов позволит нам решить задачу наполняемости регионального и местных бюджетов. Работать мы умеем и зарабатывать тоже – Оренбургская область в ПФО занимает 6-е место по объему налоговых и неналоговых доходов и 25-е – в Российской Федерации.  Да, нам удается достигать плановых значений. 

С первых дней работы в должности губернатора я сформулировал приоритет в финансах – эффективность бюджетных расходов. Каждый вложенный в социальную или любую другую сферу рубль должен приносить результат! Чтобы вывести эту работу на качественно новый уровень, нужна скрупулёзная работа по приоритизации расходов. Принцип «одна программа – одна субсидия» необходимо перевести в практическую плоскость. Еще один резерв для повышения эффективности расходов – прямая увязка материального стимулирования руководителей и специалистов бюджетных учреждений к достижению конкретных показателей. То есть внедрение так называемых «эффективных контрактов». Размер вознаграждения должен напрямую зависеть от качества услуг. При этом линейный подход не допустим. Показатели зависят от специфики учреждения – необходимо это учитывать при заключении «эффективных контрактов».

Госуслуги

2010: Сегодня в Оренбурге существует один многофункциональный центр, работающий по принципу «одного окна». Надо сказать, работает он пока неэффективно.  Услуги МФЦ должны появиться и в других городах – Бугуруслане, Бузулуке, Орске, Новосергиевском районе. В городских и сельских поселениях будут открыты «удаленные рабочие места», с помощью которых жители других территорий также смогут воспользоваться услугами многофункциональных центров. Здесь в удобном режиме люди смогут, наконец, быстро и без проволочек оформлять документы. Это избавит их от беготни по инстанциям, очередей и хамства отдельных клерков. Создание центров – это лишь полдела. Важно отношение чиновников к своей работе, к людям. В связи с этим, мы законодательно обяжем чиновников нести ответственность за нарушение сроков предоставления госуслуг и за нарушения процедуры их оказания.

Мы организуем полноценную работу «Электронного Правительства». Во-первых, это улучшит систему электронного документооборота, избавит чиновников от большого количества бумаг и заставит активнее использовать в работе информационные технологии. А, во-вторых, сделает более понятными, а главное – доступными – услуги, которые предоставляют органы государственной власти и государственные учреждения.

2015: В один ряд с другими мерами  по повышению эффективности деятельности органов власти должна встать результативная работа многофункциональных центров. Их главная задача – убрать чиновника из технологического процесса оформления документов.

Для этого не достаточно просто открыть красивый офис. Надо еще наладить реальную работу по предоставлению качественных госуслуг! И в тех муниципалитетах, где главы эту задачу восприняли, как первоочередную, уже есть результат. Это Илек, Кваркено, например. А там, где озаботились только освоением бюджетных средств, как в Ясненском районе или Гае, – выхлоп нулевой. На недавнем Госсовете Президент давал однозначную оценку подобной профанации. Не буду повторяться. Добавлю только, что на региональном уровне за данное направление спрос будет жесткий. До конца 2015 года необходимо все 34 федеральные и, по возможности, все муниципальные услуги завести в действующие МФЦ.

Инвестиции 

2010: Модернизация экономики невозможна без серьезных вложений в инфраструктуру. Развитие инфраструктуры – это обязательное условие долгосрочного экономического роста. А значит стабильного развития региона, появления новых высокооплачиваемых рабочих мест, уверенности в будущем каждого жителя Оренбуржья. Для этого нам нужно провести серьезную работу по поиску инвестиций. Сегодня это самый оптимальный путь развития.

Необходимо сформировать новый инвестиционный облик Оренбургской области. Эта задача и для страны в целом, и для регионов была поставлена федеральным центром. Мы уже начали работу. В частности, сегодня создается государственный оператор процесса привлечения инвестиций — «Корпорация развития Оренбургской области».

2015: Экономические санкции, снижение курса национальной валюты и падение стоимости нефти  нанесли серьезный удар инвестиционной сфере. Это не позволило нам развить успех прошлых лет. В то же время активные действия по стимулированию инвестиционных процессов и областное инвестиционное законодательство, признанное одним из самых универсальных в России, не дали откатиться назад.

Еще один «понтон» для инвестиций – индустриальные парки, по которым принят региональный закон. Причем опыт создания индустриальных парков на территории области есть. И он – позитивный.

Моногорода: 

2010: Говоря о развитии экономики, нельзя не сказать о моногородах, благополучие которых напрямую зависит от работы одного предприятия. В период кризиса нам удалось удержать ситуацию под контролем, избежать серьезных потрясений, не повторить горький пример Пикалево. Но главное – мы не остановились на достигнутом. Стабильность – это важно. Но наша цель – развитие. Для этого были разработаны комплексные планы социально-экономического развития монотерриторий на период до 2015 года. Существует семь проектов – Гай,  Кувандык, Медногорск, Новотроицк, Соль-Илецк, Ясный и поселок Светлый.

Несмотря на специфику каждого из этих населенных пунктов, пути дальнейшего развития у них схожи: с одной стороны, необходимо оказывать помощь градообразующим предприятиям, с другой – переходить к более дифференцированной экономике в моногородах.

2015: Работа, которую проводит Правительство области с каждой монотерриторией, постепенно приносит результаты. Из 10 моногородов, расположенных в области, в так называемой «красной зоне» сегодня остаются только три. Но это не повод успокаиваться. Инвесторы в Светлом, Новотроицке, Соль-Илецке, Ясном и других моногородах делают свою работу. А Правительство должно делать свою. В частности, отработать варианты взаимодействия с Фондом развития моногородов. Нам есть, с чем заходить в его программы. Прошу о первых результатах этой работы доложить на одном их ближайших заседаний антикризисной комиссии.

Спорт: 

2010: В решении проблем повышения качества жизни очень важным является пропаганда здорового образа жизни. Сегодня только чуть больше 20% населения регулярно занимается физической культурой. И хотя процент на уровне среднероссийского показателя, на мой взгляд, для такого региона, как наш, этого крайне мало. За 5 лет по программе «Развития физической культуры и спорта» на строительство спортивных объектов и проведение соревнований будет затрачено почти 3 миллиарда рублей. Это огромная цифра. И нам важно, что бы средства были использованы с максимальной эффективностью.

В результате реализации программы мы рассчитываем, что к окончанию действия программы спортом регулярно будет заниматься каждый третий житель области. А в молодежной среде – каждый второй. Для этого, собственно, за последние 5 лет в области было построено более 50 новых спортивных комплексов. И процесс будет продолжен. Но главное – чтобы они заработали в полную силу.

2015: Перед министерством спорта и туризма сегодня стоят, по сути, олимпийские задачи. Одна из них – обеспечить 30-процентный охват населения занятиями физкультурой и спортом уже в 2015 году.

В том числе для этого необходимо завершить строительство спорткомплексов с ледовой ареной в Бузулуке и Новотроицке, продолжить реализацию программы «Народная физкультура» по строительству малобюджетных площадок. В ближайшие два года предстоит построить не менее 20 новых комплексов, которые за счет своей доступности станут первым шагом на пути оренбуржцев к успешной сдаче комплекса ГТО.

Евразйство: 

2010: Помня о великом прошлом проще делать смелый шаг в будущее. Когда-то Оренбург называли «окном в Азию», по примеру Петербурга, который был «окном в Европу». Видимо, не случайно названия этих городов похожи. Стать окном в будущее России – наше новое предназначение!

2015: Общими усилиями мы продолжаем развивать потенциал Оренбуржья как центра притяжения интеграционных процессов в границах евразийского пространства. В прошлом году был официально зарегистрирован товарный знак «Оренбуржье – сердце Евразии». Это символ всех наших евразийских устремлений. Чтобы их реализовать, нам предстоит поднять на принципиально новый уровень качество проведения деловых и культурных мероприятий. Чтобы Оренбуржье стало местом постоянных встреч партнеров по бизнесу и единомышленников по творчеству.

Муниципалитеты: 

2010: Бюджетные деньги должны использоваться только для достижения конкретных результатов. Механизм, который поможет этого достичь, уже предложен федеральным законом № 83, цель которого – наладить максимально эффективное управление государственными и муниципальными финансами. Средства должны идти не на содержание учреждений, а на финансирование услуг, которые они предоставляют.Необходимо раз и навсегда пресечь потребительское отношение к бюджетным деньгам. Руководитель должен грамотно расставлять приоритеты и достигать поставленных целей с наименьшими затратами.

2015: Чиновникам следует работать в режиме жестких ограничений. И речь не только о зарплате, но и о личном комфорте. Государственные и муниципальные служащие должны подавать для общества пример скромности и безупречного поведения. Эти качества являются залогом доверия со стороны граждан. Я не призываю и не уговариваю. Считайте это частью своих обязанностей, по которым будет даваться оценка деятельности чиновников всех уровней. Задаче повышения эффективности работы власти подчинены и мероприятия по объединению муниципальных образований. Главная цель – не сокращение, а повышение качества их управления. Укрупнение муниципальных образований дает возможность «выравнивания» территорий с точки зрения их бюджетной обеспеченности. Объединение экономического и человеческого потенциала дает предпосылки для ускорения социально-экономического развития территорий.