Спасал жизни солдат: Николай Марисов

Николай Степанович Марисов из Черноярово — один из тех миллионов советских солдат, кто в суровые годы выстоял, не сломался, своим мужеством и отвагой подарил нам будущее. Каждый год 9 мая искренние пожелания получает ветеран Великой Отечественной войны от родных, односельчан, власти и, конечно же, детей. Накануне праздника ученики Чернояровской средней школы Данила Доброскокин и Оля Мазалова — правнучка ветерана — пришли поздравить Николая Степановича.

Под пулями

О том, как сопровождал в 1944 году раненого бойца, связного первой роты Павла  Бессарабова до госпиталя, до сих пор помнит Н. С. Марисов -санинструктор роты автоматчиков, входившей в знаменитый отдельный четвёртый гвардейский Кантемировский танковый корпус. Да разве такое забудешь?!

— Было это осенью  в Польше, — рассказывает ветеран. — Немцы страшно бомбили в тот день — головы не поднять. В поисках раненых  я бежал по насыпи и увидел, как кто-то машет рукой. Едва  успел спрыгнуть вниз, как пули прошили мой вещмешок, но меня, к счастью, не задело. Связной Павел Бессарабов, находившийся в окопе, был ранен. Осколок прошёл через его плечо и застрял в груди.

Я метнул в сторону фашистов две гранаты — огонь стих. Стал перевязывать товарища, но кровь продолжала сочиться сквозь бинты.

Нужно было спешить — ранение у Павла тяжёлое, а стрельба не прекращается. Когда добрались, наконец, до своих, по рации передали приказ, чтобы рота срочно снималась с позиций. Всем надо было  уходить.

Я перевязал легкораненых, и они сами направились в госпиталь за три километра от нас.

Павел от помощи санитаров решительно отказался, однако ему становилось всё хуже, идти сам он уже почти не мог.

Путь наш был долгим и тяжёлым. Передвигались мы на пределе сил, да и то с опаской —  уцелевшие немцы могли открыть огонь. Из-за лесных пожаров стоял густой смог и дышать было трудно. Проезжавший мимо советский танк подобрал нас. Командир помог посадить истекающего кровью Павла на броню. Танкисты довезли до санитарной машины, где  я простился с  товарищем.

Через три дня узнал, что Павла больше нет. Было ему тогда 20, мне — 19 лет…

фото: архив

Фронтовые дороги

Николай Степанович, как и тысячи мальчишек, рождённых в 1924-1926 годах, на заре своей юной жизни увидел настоящий ад. Многие его ровесники пали в борьбе с врагом, так и не узнав счастья. Ему повезло, выжил.

Николай Степанович вырос в обычной крестьянской семье в селе Новоюласка  Красногвардейского района. Жизнь текла своим чередом.

Но началась война. Отца Степана Ефимовича, ещё в 1939 году воевавшего на Халхин-Голе, забрали на фронт. В тяжелейших боях под Ржевом в 1942 году горел в танке, после лечения в госпитале  служил шофёром, домой вернулся в августе 1945 года.

— В 1944 году меня, самого старшего из троих сыновей, призвали в армию. Попал в Оренбургский 359 госпиталь, где четыре месяца обучался на санинструктора.

После курсов я был зачислен в состоявший  в резерве Верховной Ставки отдельный четвёртый гвардейский Кантемировский танковый корпус 1-го Украинского фронта.

Он использовался как ударная сила при наступлении. После выполнения боевого задания технику и состав отводили в тыл.

Я служил в составе 3-ей  гвардейской мотострелковой Ямпольской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова бригаде. Она во время моего прибытия в Польшу стояла в обороне. В январе 1945 года началось наступление на реках Одер и Олау. Мы прошли Сандомирский плацдарм, Краков, Катовице, Бреслау и вышли к рекам Шпрее и Нельсон. Наши автоматчики прочёсывали территории, зачищая их от фашистов. Немцев, прячущихся в лесах, было ещё много.

Санинструкторы  перевязывали раненых, тяжёлых выносили к санитарным машинам и сопровождали их в госпиталь.

фото: архив

16 апреля началась Берлинская наступательная операция, в котором участвовали и мы, а 29 апреля ночью по тревоге нас перебросили в Дрезден. Город был взят 8 мая. Затем бригады корпуса уничтожали фашистов в пражских лесах. Там  оставались, не желающие подчиниться капитуляции, остатки дивизий СС. Во время этой операции  мы и узнали о Победе.

После окончания боёв своим ходом двигались до Львова, погрузили технику на эшелоны и отправились в Наро-Фоминск, что под Москвой. Там дивизия базируется и сейчас. Ежегодно её  расчёты принимают участие в парадах на Красной площади.

За боевые заслуги Николай Степанович награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За освобождение Праги», юбилейными.

В мирное время

Демобилизовался Николай Марисов в 1947 году. Женился на местной девушке Татьяне. К сожалению, 12 лет назад супруги ветерана не стало. В мирное время работал секретарём сельского совет­­­а в родном селе. Переехав с семьёй в Иртек Ташлинского района, семь лет трудился в лесхозе. Марисовы воспитали четверых детей. Сыновья с семьями сейчас живут в Москве, дочери — в Черноярово.

Большим несчастьем стало для родных травма Николая Степановича, из-за которой он в 34 года потерял зрение.

Сейчас пожилой человек проживает в семье дочери Валентины.   У него 9 внуков, 13 правнуков, которые любят его и почитают.  Ветеран, несмотря ни на какие испытания, выпавшие на его долю, являет собой  пример мужества, стойкости и отваги!