Игорь Комиссарчик: Подошвами по снежному тлену

В логике есть множество законов и принципов. В жизненной философии их еще больше. Один из них – принцип «где-то прибыло, где-то убыло». Этот текст опять (опять, опять, опять) посвящен снежной зиме в Оренбурге и уборке белой гадости с дорог и дворов. Только речь пойдет о пешеходах.

Всю зиму водители Оренбурга жаловались на заваленные дороги, кучи снега на обочине и неубранные дворы. Худо-бедно к марту порядок после последнего бурана, окутавшего областной центр, навели. Кататься можно. И даже появилось немного парковочных мест. Конечно, после объявления режима ЧС дворники и коммунальные службы активизировались – подмели, соскребли, вывезли и даже местами растопили. Если бы этим и ограничилось, жить в Оренбурге стало бы чуть проще. Но проще не стало, потому что теперь в городе негде ходить.

На самом деле, все как в первом абзаце: где-то прибыло, а где-то убыло. У водителей проблем убавилось, а вот у пешеходов теперь все плохо. На фотографиях к этой колонке – не Маяк, не Сырейка и даже не поселок Бердянка. Это проспект Гагарина, снятый с интервалом в три дня. Одна из центральных улиц Оренбурга, которую в мэрии самонадеянно называют еще и прогулочной. Нынче променадами тут и не пахнет — выжить бы. Такая картина здесь наблюдается уже неделю. Рядом – жилой квартал, два колледжа и ВУЗ, большая автобусная остановка. Пешеходное движение тут теперь одностороннее и только в формате «гуськом». Стоящие рядом даже в самой мертвой пробке автомобилисты перемещаются чуть быстрее пешеходов.

Тут даже не хочется искать виноватых – ТСЖ, управляющие компании, мэрия. Такая ситуация встречается в пешеходных зонах, находящихся в ведении самых разных структур. В мэрии опять огорчатся и, может быть, снова заговорят об отставках. Коммунальщики сошлются на нехватку техники или уставшего водителя. Но проблема в том, что здесь речь идет о банальной человеческой безответственности. Расчищая дорогу или парковку, трактор или уборочная машина просто уничтожает ее пешеходную часть. Учитывая нестабильную погоду за окном, ситуация становится просто аховой: днем кучи снега подтаивают, а за ночь тротуар превращается в каток.

Подошвы оренбуржцев топают по снежному даже не плену, а тлену уже третий месяц. За это время сказано очень много слов о транспорте и комфорте водителей, но крайне мало – о сломанных ногах и испорченной обуви. На фотографии – проспект Гагарина, но так в городе сегодня выглядит каждый второй тротуар. Ходить иногда приходится по проезжей части, потому что при таком отношении к пешеходным территориям гибель под зацепившей обочину фурой гораздо более легкая, чем разбитая о гололед голова.

Напоследок – выборы у нас, конечно, не скоро, и года два о «комфортной городской среде» можно просто говорить. Но во-первых, голосуют в России по большей части те, кто ходят пешком – хотя бы потому, что их просто больше. С таким отношением к пешеходу он на участки для голосования либо прийти не сможет, либо не пойдет специально. А во-вторых, никому не нужны урбанистические мечтания чиновников и планы по обустройству «городских территорий» в ситуации, когда эти городские территории непригодны для жизни чуть более, чем полностью.

А, впрочем, ладно. Подождем, пока растает.