Завещано помнить: Михаил Вичёв

День Победы – один из самых важных российских праздников. Он касается каждого жителя страны, объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то великого. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше, и скоро подрастающее поколение сможет узнать о подвиге только из наших рассказов и уроков истории.

Как, наверное, все солдаты, не очень любит ветеран войны Михаил Вичёв вспоминать о тяжёлой службе. Только старые раны и почти полная глухота напоминают ему о войне каждый день. По моей просьбе неспешно начал Михаил Романович свой рассказ, и, казалось, что он помнит всё до мелочей: числа, имена, названия городов, события.

На службу попал он в начале мая 1944 года молодым парнишкой, которому только исполнилось 18 лет. В сентябре их отправили на фронт, так и начались «путешествия». Везли солдат долго, до Бреста не доехали всего десять километров. Затем пошли дальше за передовыми частями, на север. Шли пешком (на лошадях везли тяжёлое оружие) через Белоруссию в Литву. По дороге не встретили ни одного немца. Перед польской границей остановились, командиры распределили солдат по частям.

 «Из Тюльганского (тогда Троицкого) района было всего четверо, только вдвоём попали в один взвод, нас направили в Восточную Пруссию. Взвод наш был сформирован из 16 человек, а вся рота пополнилась многими добровольцами. Мы жили в землянках, довольно долго без военных действий. Но после нападения на наш лагерь немецких самолётов пошли в наступление. Шли за немцами, они отступали. Прошли сильные бои, где погибло много советских солдат, многих ранили. Потом в газетах писали, что подбито было 32 немецких танка», – продолжает свой рассказ Михаил Романович.

Два раза Михаила Вичёва серьёзно ранило, два раза попадал он под выстрел танка, после чего почти оглох. Лежал в санчасти, потом опять на фронт.

После первого ранения его направили в пулемётную роту. Он никогда раньше не видел пулемёт, а тут надо стрелять по мишени. Боялся танков, как огня, но шёл в наступление со всеми. Когда его ранили во второй раз, он и вовсе прошёл пешком по грязи 25 километров до санчасти. Перед этим ему обмотали голову и плечо мешками и надели шапку, чтобы как-то остановить кровь. Из санчасти, где ему сделали перевязку, опять пешком до дивизионного санбата. Оттуда уже увезли в госпиталь. Можно представить, какую выдержку надо иметь солдату, чтобы пережить те страшные события. Конечно, самое страшное, по словам Михаила Романовича, когда на тебя с разных сторон идут танки или среди глубокой ночи начинают бомбить самолёты. Эти моменты невозможно вычеркнуть из памяти. На войне погиб его друг-земляк Галимьян Ишбердин, его имя написано на Доске памяти.

Победу Михаил Романович встретил в госпитале, но домой попал нескоро. После войны его отправили в пехотную роту, затем он стал связистом и работал на морзянке в польском городе Гродно. Только в 1948 году, когда серьёзно заболел и получил вторую группу инвалидности, его отправили наконец домой. Государство наградило его Орденом Великой Отечественной войны, медалями «За отвагу», «30 лет Советской Армии» и другими памятными наградами. Ветеран живёт в Тюльгане (переехал из Ивановки), за ним сейчас присматривает старшая дочь. Жена умерла, дочь и сын живут далеко. На радость Михаилу Романовичу подрастает младшее поколение: четверо внуков и шесть правнуков.