Александр Куниловский: Мы хотим разработать своеобразную модель разделения муниципалитетов по количеству полномочий

В Доме Советов прошло первое заседание Президиума Совета представительных органов муниципальных районов и городских округов Оренбургской области при Законодательном Собрании под руководством Сергея Грачева.

Основной вопрос повестки касался перераспределения полномочий. До внесения в мае 2014 года изменений в 131 федеральный закон органы местного самоуправления выполняли одинаковый объём полномочий. Их было 39. С принятием 136 федерального закона за органами местного самоуправления сельских поселений закреплено 13 полномочий. Остальные устанавливаются региональными нормативными документами.

— Когда идет речь о наполнении полномочий муниципалитетов финансами, то это подразумевает увеличение бюджета муниципальных образований. Потому что исполнять полномочия можно только тогда, когда есть средства на их исполнение, — отметил депутат Законодательного Собрания, первый заместитель председателя Президиума Совета Александр Куниловский. — И надо отметить, что эти деньги не целевые, их можно перераспределять внутри полномочий. К сожалению, в реальности не все полномочия муниципальных образований подкреплены финансами. Что приводит к нарушению принципа справедливости, административному наказанию глав сельских поселений. Полномочия есть, ответственность есть, просто денег сейчас нет. Так быть не должно.

Сегодня еще не завершена дискуссия по перераспределению полномочий с регионального на муниципальный уровень, с районного на уровень сельского поселения. Но можно уже говорить о некоторых результатах этой работы. В 2016 году из вопросов, которые могут быть переданы сельским поселениям, уже исключен один вопрос местного значения — организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Очевидно же, что такой масштабный вопрос был, как говорится, «не по плечу» местной власти. Это вопрос другого уровня. Его исключение из перечня вопросов местного значения говорит о том, что федеральный центр слышит регионы. Такое решение повлекло за собой снятие части ответственности с глав муниципальных образований, сняло с них часть личной ответственности.

Александр Куниловский подчеркнул, что закон о местном самоуправлении постоянно корректируется,  постоянно дорабатывается.

— Но пока я считаю, что справедливость еще не до конца восстановлена. Большинству муниципальных образований не хватает элементарно финансов. Поэтому над источниками наполнения казны муниципалитета, увеличением налогооблагаемой базы территорий надо постоянно и системно работать, — сказал депутат. —  Хотя с другой стороны, ограничивать все муниципальные образования только 13 полномочиями, если они в силах выполнить больше, нельзя. В данном случае мерить всех одним аршином неправильно. Местная власть – это самая близкая власть к людям. Она находится в «шаговой доступности» и может более оперативно решать проблемы людей, территории. В Оренбург и Москву не накатаешься.  Поэтому сейчас мы хотим разработать своеобразную модель разделения муниципалитетов по количеству полномочий. Для этого необходимо провести тщательный анализ по всем территориям, увидеть реальную картину возможностей всех муниципалитетов, оценить, какую долю в общем объеме финансового обеспечения составляют «трудноисполнимые полномочия». То есть надо следовать принципу избирательности. Это наши задачи на ближайшую перспективу.