Рельсы не уйдут из-под колес. Трамвайные пути в Орске изношены на 90%

Так что происходит с орским трамваем? Почему столь долгим стал интервал движения? Насколько реально высок процент износа самого электротранспорта и путей и не грозит ли это отказом от экологичного и безопасного, каким является трамвай, вида транспорта в Орске? Какие программы восстановления престижа электротранспорта намечены в МУП «Орскгортранс» совместно с правительством Оренбургской области и орской администрацией? Эти вопросы журналисты "Орской газеты" адресовали генеральному директору предприятия Игорю Колбасину.

Неисправности пути невозможно устранить без проведения капитального ремонта с заменой балластного слоя, шпал и рельсов

– Куда это задевались трамваи? Ведь здесь несколько маршрутов пересекаются, ждешь – не дождешься вагона! – ершисто обратилась к таким же мерзнущим людям женщина.

Свидетелем бурного обсуждения дорожной темы случилось быть на остановке «Кинотеатр «Мир» в один из апрельских дней, когда вовсю разгулялся дождь и бил порывистый ветер.

– В прошлом году одно время движение нормализовалось – трамваев не приходилось так долго ждать, а теперь снова за старое, – поддержал разговор мужчина средних лет.

– На днях на работу на Тарный утром ехал, и наш вагончик сломался, пассажиров на полпути высадили, и пришлось ждать другой вагон, – добавил огонька другой мужчина. – Дело дошло до того, что кардан отскочил…

– Рельсы от улицы Добровольского до проспекта Мира просто туда-сюда гуляют, – включился в разговор пожилой человек. – За два месяца стал свидетелем нескольких сходов трамваев на проспекте Ленина. Пора всем от главы города до начальства трамвайного исправлять ситуацию.

За это, собственно, и взялись.

– Пока основной причиной долгого ожидания трамвая пассажирами на остановках является отсутствие достаточного количества подвижного состава, – прокомментировал Игорь Колбасин. – На 1 апреля 2018 года срок эксплуатации более 16 лет имеет 81 вагон, 100-процентную амортизацию прошли 70 вагонов, износ подвижного состава горэлектротранспорта составляет 80 процентов. Хочу заметить, что согласно нормативным документам срок полной амортизации подвижного состава равен 16 годам, или 1120 тысячам километров пробега.

Второй причиной является состояние трамвайного пути в городе. Большое количество просадок, перекосов пути, неисправности стыков и износ элементов пути ведут к резкому возрастанию динамических нагрузок на трамвай во время движения и приводят к частым поломкам узлов и оборудования ходовых тележек. Основную часть неисправности пути невозможно устранить без проведения капитального ремонта с заменой балластного слоя, шпал и рельсов.

По информации специалистов Орскгортранса протяженность трамвайного пути в Орске составляет 78,3 километра. И это в однопопутном исчислении. Износ путей – 89,8 процента. Средний же срок службы пути – 16-20 лет. Проведение капитального ремонта требуют 56,11 километра, имеющих 100-процентный износ.

– Третьей причиной является сезонный фактор, связанный с подтоплением участков трамвайного пути и примыкающей к ней проезжей части дорог, – продолжает Игорь Колбасин. – Основная часть электромеханического оборудования трамвая расположена на ходовых тележках и под рамой вагона, поэтому во время движения от колес вагона и проезжающего рядом автотранспорта вода попадает на это оборудование, что вызывает его неисправности. Меры по дополнительной герметизации оборудования не исключают  таких случаев.

В Орскгортрансе разработаны меры для поддержания вагонов в технически исправном состоянии. В частности, здесь утверждены графики восстановления вагонов с тяжелыми заявками, оптимизированы графики работы слесарей подвижного состава, организована работа в выходные дни, а также при необходимости работа ведется в круглосуточном режиме, усилены ночные бригады слесарей по ремонту подвижного состава.

На 1 апреля 2018 года срок эксплуатации более 16 лет имеет 81 трамвайный вагон Орскгортранса

Однако кардинальным решением вопросов явилась бы разработка целевой программы развития городского электротранспорта с привлечением финансовых средств бюджетов всех уровней. Для формирования такой программы в Орске, Новотроицке и Оренбурге изучается опыт других регионов России, рассматривается вопрос дальнейшего развития маршрутной сети, готовятся предложения по энергоэффективности предприятий горэлектротранспорта.

Напомним, что с 2008-го по 2013 год в Оренбургской области существовала программа «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта на территории Оренбургской области». Самое главное, что за весь период реализации этой программы в Орске было отремонтировано и реконструировано 10,9 километра одиночного пути на сумму 171 миллион рублей.

Игорь Колбасин подчеркнул, что создание программы находится в начальной стадии разработки. Но одно то, что программа будет, позволяет надеяться на дальнейшее развитие одного из самых экологичных видов транспорта в Орске. А то, что орский трамвай является востребованным видом транспорта, говорить не приходится. Ежедневно трамваи перевозят от 15 до 20 тысяч пассажиров.

Из ежегодного отчета главы Орска Андрея Одинцова: «В городе ведется планомерная работа по замене и модернизации общественного транспорта, в частности, электротранспорта. Так, в 2018 году из московского трамвайного парка получено 14 трамваев. В рамках капитально-восстановительного ремонта с модернизацией из города Челябинска доставлены 3 трамвайных вагона. В настоящее время пересматривается расписание движения на трамвайных маршрутах».