Фидель Кастро и Оренбург: Гагарин, специалисты, флот

26 ноября мир простился с неоднозначной, но одной из самых масштабных политических фигур 20 столетия — команданте, вождем кубинской революции и многолетним лидером острова свободы Фиделем Кастро. RIA56 вспоминает, что связывало Кастро и оренбургский регион. Несмотря на то, что Куба находится далеко от границ региона, связей таких немало.

В первую очередь, в памяти всплывает легендарная фотография. Фидель Кастро обнимает первого советского космонавта Юрия Гагарина, который учился в оренбургской летке и жил в самом центре Оренбурга.

В годы правления Кастро, в особенности — в эпоху Никиты Хрущева во главе СССР, на Кубу отправлялись учиться и работать десятки оренбургских специалистов. Приезжали в Оренбургскую (какое-то время — Чкаловскую) область и кубинцы. В 2013 году увидела свет книга оренбургского писателя Виктора Шабрина «Остров свободы, остров любви». Книга посвящена истории развития советско-кубинских и российско-кубинских отношений конца XX и начала XXI веков. В книге содержатся воспоминания автора об интересных встречах с высшими кубинскими руководителями Фиделем Кастро, Раулем Кастро. Автор рассказывает о работе российских специалистов в Республике Куба. Для автора эта тема хорошо известна, так как несколько лет жизни он отдал работе в этой стране в качестве первого секретаря, затем советника Посольства СССР в Республике Куба.

Отдельная глава книги посвящена пребыванию на Кубе уроженцев Оренбургской области и людей, жизнь которых была связана с нашим степным краем. Определенный интерес представляет рассказ автора о посещении Кубы председателем Госкомитета СССР по материальным ресурсам, бывшим первым секретарем Оренбургского обкома партии Александром Коваленко, заведующим сектором ЦК КПСС, бывшим секретарем Оренбургского обкома партии Виктором Поляничко.

Еще одну интересную, но не слишком широко известную историю, вспоминает в своем блоге исследователь подводного флота Алексей Розин. События, описанные им, произошли за несколько недель до начала острой фазы Карибского кризиса.

С 26 августа по 1 сентября 1962 года 12 советских судов подверглись облетам американских самолетов на пути к Кубе, с 28 августа к облетам дополнились и подходы боевых американских кораблей. При этом особенно интенсивное внимание было уделено теплоходу «Оренбург» — 28 августа к нему приблизился американский корабль и в течение 20 минут освещая его сопровождал, 31 августа два самолета американской морской авиации № 131531 и 120369 по три раза прошли над палубой, в тот же день американский эсминец «Charles H. Roan» DD-853, вышедший с военной базы Гуантанамо, приблизился к борту теплохода на расстоянии 0,7 мили и некоторое время следовал за ним. Но и это был не последний акт внимания «Оренбургу», отмечает исследователь.

— Правда, заключительная его встреча с американскими ВМС по сравнению с предыдущими выглядела даже галантно. 31 августа в 18.20 эсминец США «Biddle» DDG-5 пройдя параллельным курсом по левому борту на расстоянии 3 кабельтовых, передал «счастливого пути» и получил с советского судна ответный сигнал «благодарю». Эсминец развернулся и ушел, — поясняет Зорин в своем исследовании.