Игорь Комиссарчик: Игрушка с инструкцией на китайском

Оренбург в плане большого футбола  – страшно невезучий город. Почти десять лет «Газовик» находился в тени «Носты», хотя масштабы Оренбурга и Новотроицка абсолютно несравнимы. Потом – обидный вылет во второй дивизион после долгожданного выхода в ФНЛ. Потом – возвращение. И вот, через четыре года, шаг за шагом Оренбург добрался-таки до Премьер-Лиги. «Газовик» все последние три года только хвалили: как за стабильную и вдумчивую деятельность тренера, так и за грамотное управление.

Но если с игрой у Оренбурга даже после получения путевки в Премьер-Лигу и победы в ФНЛ все по-прежнему хорошо, то в управлении начались сбои. Что тому виной – несогласованная политика руководства, внешнее вмешательство или лихорадочный поиск денег – решать читателю.

В день оформления путевки в «Премьер-Лигу» RIA56 решил опубликовать на сайте «книгу поздравлений». Однако собрать ее не получилось. «Газовик» с повышением в классе поздравили РФПЛ, ФНЛ, клубы российской футбольной элиты, спортсмены. Не было поздравлений только от города, области и министерства спорта. Мы решили, что дело в майских праздниках, и продолжили ждать. И опять ничего. Заметка о выходе «Газовика» в Премьер-Лигу появилась на сайте минспорта только через несколько дней после триумфа в Саратове. Областные власти поздравили команду только после победы в ФНЛ. Город триумфа своей команды так и не заметил (привет бизнес-форумам, формированию туристической визитной карточки и инвестициям в будущее. Кажется, кому-то пора купить путевку в Лестер).

Через день «Газовик» триумфально встретили в аэропорту Оренбурга. Народу немного, но «все свои». Именно на этой встрече президент клуба Василий Столыпин огорошил прессу и болельщиков. Сказав хорошую новость о вхождении в состав учредителей правительства области и администрации Оренбурга, он добавил, что команду переименуют. Приурочено это к 40-летию оренбургского футбола и выходу в РФПЛ. Рабочие варианты – «Оренбург», «Евразия», «Оренбуржье», и, прости господи, «Яик».

В качестве примеров приводилось множество клубов-топонимов. Это прекрасные примеры, но ни «Уфа», ни «Краснодар», ни «Ростов» ни покойный ФК «Москва» не переименовывались «на пике» волны.  «Уфа» вышла в РФПЛ уже будучи «Уфой», «Лисма-Мордовия» перестала быть «Лисмой» за несколько лет до путевки в Премьер-Лигу, а «Ростсельмаш» стал «Ростовом» будучи клубом РФПЛ. «Краснодар» и вовсе сразу был «Краснодаром». Давать другое имя команде, которая три года подряд наращивала контингент поклонников именно под брендом «Газовик» на высшем (пока) достижении – как минимум странное, нефутбольное решение. Болельщики предлагали альтернативу – «Газовик-Оренбург», но руководство клуба обсуждать этот вопрос не стало (не было даже обещанного голосования). В итоге мы получили ФК «Оренбург». На самом деле совсем неплохо, но то, как была переименована команда, вызывает недоумение.

Многие болельщики назвали переименование требованием новых соучредителей. Да, учредитель имеет право на многое, но ведь есть чисто футбольные традиции. Представьте себе, что новые владельцы «Манчестер Сити», «ПСЖ», «Малаги» или того же «Лестера» стали бы переименовывать их на тайский или арабский манер. Тем более, что оренбургская команда по-прежнему будет иметь отношение к «Газпрому».

Много вопросов вызвала и новость о строительстве нового стадиона. Информация об этом появилась после встречи губернатора с командой. Новая арена вместимостью на 10 000 зрителей должна появиться на окраине Степного. Строительство новой арены само по себе – прекрасная новость, но и тут возникли вопросы. Во-первых, строительство большого стадиона в Степном вызовет транспортный коллапс, несравнимый с «футбольными пробками» в Ростошах. Во-вторых, к моменту возведения арены (минимум 3-4 года), «Газовик» может покинуть Премьер-Лигу (не дай бог). В-третьих, непонятно, для чего нужен стадион в Степном, когда  арена в Ростошах уже на 70% реконструирована под РФПЛ? В-четвертых, зачем городу с населением в 500 тысяч человек еще один стадион – ведь «Динамо», «Оренбург» и «Ростоши» полностью удовлетворяют имеющиеся потребности?

Но это все цветочки. Мы пока что не услышали ни одного внятного заявления от оренбургской мэрии. Как город намерен зарабатывать на матчах с участием топ-команд? Как будет распределяться большой поток туристов (ЦСКА, «Зенит», «Спартак» и прочие зачастую привозят на выездные игры по 1-2 тысячи фанатов). Как будет решен транспортный вопрос? Как вообще будут организованы футбольные матчи – это вопрос не только к городу, но и к правоохранителям, ведь все прекрасно помнят истерику городского УМВД  во время визита «Локомотива» и «Анжи».

Большой футбол пришел в Оренбург, но оказался город к этому готов? Очевидно, что Премьер-Лига и все эти «футбольные штучки» для людей, принимающих решения пока, кажется,  остаются «игрушкой с инструкцией на китайском». Эта игрушка может превратиться в «золотую жилу», но для этого нужен системный подход. Тот самый, который мы видели в последние три года.