Оренбургские туристы рассказали о последних днях Кубы при Фиделе Кастро

Октябрь 2016-го. Гавана встретила пасмурной погодой, с небольшим дождём и ветром. Воздух, тёплый и влажный, обдувал, словно дыхание приближающегося урагана «Мэтью». Я на Кубе. Садимся в автобус. И вот уже под покровом ночи он мчится к побережью Атлантического океана. Всматриваюсь в окно, чтобы хоть что-то разглядеть.

День, отведённый на акклиматизацию, пролетел незаметно. Вечером познакомился с кубинцем, который говорил на русском. Стали общаться, и он немного рассказал мне о стране. На Кубе — социализм. Как и у нас в своё время. Главные достижения — бесплатные медицина и образование, низкий уровень преступности, недорогие коммунальные услуги. Гарантированное трудоустройство на госпредприятиях. Главный минус — это низкая оплата труда. Кубинец, почти независимо от должности и сферы деятельности, получает 20-30 долларов, поэтому многие не работают официально, а живут за счёт чаевых с туристов.

На Кубе дефицит всего, кроме сахара, рома и сигар. Как рассказал мой кубинский друг, «золотое» время на Кубе было до распада СССР. Всё было: продукты, одежда, автомобили… Многое ввозилось из СССР…

При очень низкой заработной плате государство сохраняет продуктовую карточную систему, по которой каждый кубинец в месяц получает 3 кг риса, 0,5 л растительного масла, 4,5 кг сахара, 5 яиц, 1 кг курицы и 0,5 кг колбасы. На Кубе почти нет в свободной продаже современных сотовых телефонов, электроники, а то, что продаётся в брендовых бутиках, не может позволить себе обычный кубинец, а это значит, процветает «чёрный» рынок. Отдельная история про автомобили. На Кубе их очень мало большая часть находится в собственности государства. Но на дорогах — и американские машины 40-50-х годов выпуска, наши «Лады», «Москвичи», «Уазики», «ЗиЛы» 70-80-х… Новый автомобиль практически невозможно купить, в автосалоне цены завышены в 10 раз по сравнению со средневропейской ценой. С рук можно купить, допустим, «ВАЗ-2006» за 10000$. Но не всё так плохо. На Кубе идёт «перестройка» («специальный период», по терминологии власти), разрешили мелкую предпринимательскую деятельность, инвестирование иностранного капитала, развивается туризм. Кубинцы надеются на лучшее.

На следующий день наша группа выехала в Гавану знакомиться с городом. Отметил про себя некоторую необычность. Шоссе практически пустое. Иногда обгоняли «американцы», иногда мимо проезжали «шестёрка» или «Москович-412», порой с грунтовки выруливал пузатенький «ЗиЛ». И я как будто оказывался в Советском Союзе 80- х…

Вот словно в аттракционе, мы ныряем в длиннющий тоннель и выныриваем из него уже в другом веке! Старый город встречает нас во всем величии: крепость Ла-Фуэрса 16 века до сих пор выглядит грозно; площадь Сан-Франциско с фонтаном, дворцами и собором погружает нас в мир Испании XVII века. Совершаем пешеходную прогулку по старому городу. Мы идём по узким улочкам, ощущение, что ты в старой Европе, не покидает. Городские особняки (касы, по-испански) и дворцы (паласио) XVII-IXX веков. Какие-то отреставрированы, другие — с облупившимися стенами и полусгнившими окнами, но все они прекрасны, каждый в своём архитектурном стиле от классики до барокко. По улице Брасил выходим на Старую площадь (плаза Вьеха) и дальше к Капитолию, повторяющему одноимённое здание в Вашингтоне. Времени, чтобы зайти внутрь, нет, и мы идём дальше к Большому театру Гаваны. Пышно оформленное здание в стиле барокко выглядит потрясающе: барельефы и скульптурные композиции, колонны и балюстрады, узорчатые окна великолепны. Налюбовавшись театром, переходим улицу и останавливаемся возле центрального парка, там — словно ретро-выставка, дюжина старых американских автомобилей всех цветов стоят у тротуара и приглашают желающих прокатиться по городу.

Но вот и обещанный с утра дождь. Приходится ретироваться с улицы. Не далеко есть одно интересное местечко! Бар «Флоридита». Это одно из мест в Гаване, связанное с Хемингуэем. Почти каждое утро Хемингуэй заходил сюда, садился в одно и то же место, заказывал любимый коктейль «Дайкири» и размышлял о чем-то. Возможно, обдумывал очередной свой рассказ о море… Здесь все сохранено, так как было в те годы: барная стойка, с краю сидит Хемингуэй, только бронзовый, музыканты исполняют кубинские песни, официанты снуют возле деревянных столиков, обслуживая посетителей.

А дождь не прекращался. Пришлось из окна автобуса смотреть на площадь Революции (кубинский аналог Красной площади), монумент Хосе Марти и огромный портрет Че Гевары. Медленно проехали по набережной Малекон, обозревая разноплановые здания и монументы. Здесь и крепость XVIII века в Сан-Лазаро, и Президентский дворец, центральный госпиталь и отель «Националь», памятники местным героям и американским морякам — 7 километров достопримечательностей. День закончился ужином и церемонией «пушечного выстрела» в крепости Ла Кабанья. Эта церемония зародилась ещё в 18 веке (стреляют из тех же самых пушек), звук выстрела знаменует окончание дня и начало ночи в Гаване. Гавана – безумно интересный город, не зря он объявлен достоянием человечества.

На следующий день мы отправились в путешествие по Кубе. Автобус взял направление на юг, к Карибскому морю. Наш путь лежал через кубинские провинции. Ехали мимо посевов сахарного тростника, ананасовых, банановых и манговых плантаций, притормаживая в сёлах и городках. Кубинские деревеньки похожи друг на друга: одна или несколько улиц с небольшими одно-, двухэтажными домиками, с маленьким двориком и промзона с ангарами и техникой. На Кубе до сих пор существуют колхозы (впрочем, вся собственность на Кубе – государственная). Весь урожай сдаётся государству. Периодически за окном мелькают щиты с лозунгами: «Родина или смерь! Победить!», «Социализируйся или умирай!», «Мы должны быть социалистами».

Город Сьенфуэгос. Это самый крупный порт Кубы, а также центр нефтепереработки. На въезде в город нас встречает нефтеперерабатывающий завод и плакат «Куба и Венесуэла — дружба навеки!». Этот завод построила Венесуэла для переработки своей нефти и снабжения Кубы нефтепродуктами. Едем в исторический центр города, основанный французскими переселенцами в 1819 году. Выходим на центральной улице Прадо, чтобы прогуляться до главной площади города Амас и парка Хосе Марти. Улица Прадо — пешеходная. Решил зайти в продуктовый магазин. Печальная картина, на полках — уныние. Рис, сахар, макароны, какие-то консервы, явно не мясные и даже не рыбные. Очередь за яйцами, каждый берет 3-5 кассет, в другом отделе сосиски – выдают по пачке в руки.

Движемся на восток, к городу Тринидаду. Дорога тянется вдоль живописных гор Эскамбрай, невысокие вершины которых покрыты буйной растительностью. Через полтора часа мы уже в Тринидаде. Этот городок (70 тысяч населения) объявлен ЮНЕСКО всемирным наследием. Основанный в 1514 году испанскими конкистадорами, Тринидад сохранил очарование прошлых веков. Улочки застроены одно-, двухэтажными домами. Булыжная мостовая, деревянные колонны, ажурные балкончики, ставни, скамеечки, фонари украшают особняки и кассы городка. Тринидад отдан на откуп туристам, почти в каждом доме или гостиница, или ресторан, или лавка, причём все интерьеры и предметы сохранены в оригинальном виде. Из баров и ресторанчиков льётся кубинская и латиноамериканская музыка.

Дальше наш путь лежал на север, на острова Хардинес-дель-Рей. Они тянутся на расстоянии около 50 км от берега. Океан, коралловые рифы, чистейшие пляжи манят сюда туристов со всего мира. Не зря в своё время сам Хемингуэй облюбовал один из здешних пляжей и регулярно приплывал сюда на своей яхте. Кубинское революционное правительство решило развивать международный туризм (стране нужна валюта), и к трём островам было проложено около 100 км насыпных дамб и мостов. После нескольких дней путешествия мы наконец-то получили возможность насладиться океаном.

Кто-то решил понежиться на пляже, а самые неугомонные, в том числе и я, отправились на рыбалку с местными рыбаками. День выдался замечательный. Наш катер на малом ходу идёт вдоль побережья, спиннинги закинуты для тролинга (ловли в движении), и мы с напряжением следим за ними. Новот раздаётся треск катушки на одной из удочек, шкипер ловким движением хватает спиннинг, подсекает и передаёт его нам. Один из нас начинает вытягивать леску, судорожно вращая рукоятку катушки. Наконец на поверхности что-то заблестело и через мгновение серебристая рыбина уже на палубе. Барракуда! Рыбалка удалась. …

Я сижу в кресле самолета, подо мной зелёная гладь Атлантики. Симпатичная француженка из авиакомпании «Аэр Франс» предлагает завтрак, а в памяти всплывают разноцветные картинки с острова Свободы: автомобили, плакаты, уличные музыканты, кресла-качалки, деревенские домики, пальмы, улыбающиеся дети, военные…  Все говорят об отмене блокады США, открытии Кубы для иностранных компаний, туристов, либерализации отношений. Наверное, это хорошо, но это уже будет другая Куба.