Приземлили: «Гагаринская летка» не выдержала груза эпохи

фото: Сергей Медведев, RIA56

В очередной раз историческое наследие федерального масштаба оказалось в объективе камер СМИ. Повод – печальный. Хотя других за последнее десятилетие у объекта не было. Здание знаменитого на всю страну летного училища в Оренбурге необходимо спасать. Летка дала миру первого космонавта Юрия Гагарина и еще более 300 героев советского времени. Современные реалии не могут дать «летке» ни гарантий, ни финансовой поддержки. Строение «застряло» между собственниками и продолжает разрушаться.

Оставили зимовать

Крупный пожар в здании бывшего Оренбургского военного авиационного училища летчиков  поднял огромный пласт проблем — от жилищно-коммунальных до капитально-строительных. Здание планировали накрыть кровлей в зиму, чтобы хоть как-то минимизировать процессы разрушения. Для этого выделили средства из областного бюджета. Однако, по информации городского УЖКХ,  из-за длительного оформления проектной документации сделать это получилось лишь этой весной. Здание имеет федеральный статус и историческую ценность.  Пресловутая  череда  согласований только тянула время. Зиму «гагаринская летка» пережила, но как?

— Всего в этом доме 117 квартир, в которых проживают  80 семей.  Большая часть жилых площадей пострадала во время пожара. Те, кто остались зимовать в своих квартирах этой зимой, испытывали сложности с системой отопления. Потому что здание – единое. В нем единая система инженерных сетей, в том числе и отопительная, — рассказала RIA56 начальник УЖКХ администрации Оренбурга Татьяна Малышева. — Систему отопления восстановить и разделить оказалось невозможно. Там что-то пытались делать коммунальщики, но было тяжело. Инженерные сети требуют полной замены. А как ее проводить, если частично здание разрушено и допуска для работы на этой площадке у нас нет.

  

Еще во время ряда экспертиз осенью прошлого года стало понятно, что в аварийном здании «живыми» можно оставить лишь стены. Перекрытия прогнили из-за тонн обрушившейся на них во время пожара воды. Несущие конструкции, фундамент – все требует детального анализа.

 — По всей вероятности в те времена вместо утеплителя применялся шлак или, как это в простонародии  —  зола. Так как здание проливалось с верху до низу водой  – все это промокло. Естественно, контакт достаточно долго был с влагой и сыростью. Началось гниение и разложение древесины, —  объяснила председатель Оренбургского городского Совета Ольга Березнева. – Я как профессиональный строитель  даже невооруженным глазом могу сказать, что все, что находится внутри – нужно демонтировать и это 100% покажет экспертиза.

Лебедь рак и щука

Площадь «гагаринской летки» около 12 тысяч квадратных метров. Историческое здание сегодня имеет трех собственников. По какому-то нелепому стечению обстоятельств, все они мешают друг другу. Муниципалитет не может работать на территории федеральных квадратных метров, это противоречит закону. И уж тем более вкладывать в это бюджетные деньги. Федералы – Росимущество – утверждают, что не готовы сейчас рассматривать объект. Он им попросту не интересен, потому что у него нет единого собственника. А на его площадке они готовы разместить хоть кадетский корпус, хоть музей космонавтики. Но потом. В будущем. Есть еще третьи лица – частные. Они приватизировали ряд квартир в самом сердце здания. Приватизировали и оставили. Видимо, до лучших времен. Лакомый кусок недвижимости в исторической части Оренбурга. Найти их сегодня не могут даже в региональном правительстве. На контакт лица не выходят. Будущее квадратных метров туманно.

В этой юридической формальности область выделяет осенью прошлого года на реконструкцию части здания, принадлежащей муниципалитету, 60 миллионов рублей.  Первостепенная задача – перекрыть кровлю. Город с ней справляется и попадает в тупик. 60 миллионов – сумма, которой хватит на ремонт части здания. А что дальше?

— Никто сейчас не сможет сказать, требует ли демонтажа все до единой несущие балки. Демонтировать пол и потолок, которые промокли – это сто процентов, а вот несущие балки могут быть и сохранены, — заявил на месте доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой строительных конструкций ОГУ Виктор Жаданов. – 100%, 70% или 50%  – это только покажет детальное инструментальное обследование. Надо ли восстанавливать здание целиком? Это тоже очевидный факт. Потому что, восстановив его частично, не исключены повторные аварии. Надо им заниматься обследовать и принимать решения на уровне правительства.

Сносить нельзя реконструировать

Большое совещание на месте – во доре дома на Советской. В масштабе города и региона депутаты, члены областного правительства, ветераны летного училища, жильцы здания, представители Росимущества, глава Оренбурга пытаются обозначить одну из основных проблем исторического здания.

 — Вопросы по кровле мы сейчас завершили, но встает такая дилемма. Мы, конечно, можем направить все 60 миллионов на восстановление объекта, восстановим ту часть, которая является муниципальной, жильцы вернутся в квартиры, но вопрос по этому объекту все равно останется, — заявил глава города Евгений Арапов. — Потому что все, что мы видим здесь в этой части, находится в крайне аварийном состоянии. Потому что люди, по сути, будут жить в той половине, а за стеной будет происходить вот это, и гарантий в том, что не произойдет еще один поджог, нет. Поэтому, чтобы нам идти дальше давайте примем решение, что мы будем делать с этим объектом?

Решения два и оба категоричные. Либо сносить, либо восстанавливать. Жильцов при этом также или расселят по новым адресам, или вернут в отремонтированные квартиры. На месте дискуссионная площадка единогласно заявила о том, что здание нужно сохранить. Несмотря на всю ветхость и аварийное состояние. Вот только за чей счет? 

Первостепенно в мэрии просят правительство подумать о судьбе 60 миллионов, от которых после ремонта кровли осталось чуть больше 40. Глава города и руководитель управления ЖКХ почти напрямую говорят о том, что средства лучше потратить на приобретение нового жилья для людей, проживающих в здании. Этой суммы частично хватит, чтобы покрыть такие расходы. Вкладывать деньги в реконструкцию «летки»  на данном этапе чиновники считают нерациональным.

—  Самый главный вопрос, который сегодня нужно решить, что делать с людьми? Либо ремонтировать здесь и возвращать их назад, либо принимать решение и переселять их в другое жилье, — резюмирует встречу вице-спикер областного парламента Олег Димов.

Некогда ждать

Прошел год после пожара. Времени на долгие размышления и затяжные диалоги о собственниках, их правах и имуществе, по сути, больше нет. Здание разрушается день за днем. В нем опасно находиться, накренились стены, провисли потолки, под ногами рушатся перекрытия. Объект попал в план приватизации на ближайшие три года. Таким образом, в Росимуществе бросили спасательный круг «гагаринской летке», в надежде найти нового собственника. Пока ни одного желающего на достопримечательность не нашлось. 

—  Нет понимания у федералов, как в дальнейшем использовать это здание. Оно выставлено на приватизацию, но претендентов на него нет. Росимущество , отвечая нам на последний наш запрос, написало следущее: «Использование данного здания для размещения объекта федерального-культурного значения не имеет смысла до тех пор, пока здание не станет единым комплексом и у здания не появится единый собственник», —  отметила вице-губернатор по внутренней политике Вера Баширова.

В правительстве в очередной раз подчеркивают, что у областного бюджета нет возможности сделать ремонт в федеральной части здания, расселить всех собственников. Это, по меньшей мере, два  миллиарда рублей из бюджета. Потратить их на один дом, пусть и исторический памятник – нереально и противозаконно. Взять на баланс  историческое наследие федерального масштаба – фантастическая ноша, которую не поднять бюджету одного региона. Вопрос федерального значения, решать который нужно было еще «вчера».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

В администрации Оренбурга решают, что делать с квартирами «гагаринской летки»

Гагаринское училище: как выглядит здание на Советской после зимы