«Впихнем невпехуемое»: в оренбургском УФАС обсудили некорректную рекламу

В региональном управлении Федеральной антимонопольной службы 

в Оренбурге состоялось заседание экспертного совета по рекламе. Темой обсуждения стала некорректная реклама.

В начале заседания эксперты рассмотрели вопросы с рекламой коттеджного поселка «Марьино» и дачного некоммерческого товарищества «Родные просторы». В первом случае заявления в УФАС поступили от двух оренбуржцев, которые назвали информацию в видеоролике, транслировавшемся на местном телевидении, недостоверной: о «Марьино» в рекламе говорилось как о готовом поселке пригодном для жизни. На самом деле инфраструктуры как таковой там пока еще нет: заасфальтировано только 20% дорог, решается вопрос с газификацией, водоснабжением и т.д. По словам заявителей, они поверили рекламе и даже продали имущество ради покупки жилья в «Марьино».

Присутствующий на встрече генеральный директор ООО «Управляющая Инвестиционная Компания «Марьино» Артем Нагаев в свое оправдание отметил, что в рекламе представлены не конкретные фото, а графическая визуализация. Кроме того, в ролике указаны все контактные данные, в том числе ссылка на сайт, где можно ознакомиться с ходом строительства и проведением коммуникаций.

В похожей ситуации оказалась реклама ДНТ «Родные просторы», которой заинтересовалась прокуратура. На плакате изображены готовый дом и семья, якобы проживающая в нем. А в текстовом сопровождении потенциальным покупателям обещают активный лыжный отдых зимой и рыбалку на озере летом. В реальности строительство в «Родных просторах» еще не завершено. Нарекания вызвало также и позиционирование комплекса как поселка, который находится в черте Южного округа Оренбурга, тогда как в действительности это дачное некоммерческое товарищество. Покупая там участок, человек не может надеяться на оренбургскую прописку.

В результате голосования совет единогласно признал рекламу «Родные просторы» недопустимой. В ситуации с «Марьино» мнения экспертов разделились, поэтому окончательное решение вынесет комиссия.

Еще одна реклама, привлекшая внимание УФАС, размещена на грузовых автомобилях: «ВПИХНЕМ НЕВПЕХУЕМОЕ». Здесь стоит спорным вопрос об использовании измененных слов русского языка. Ситуацию прокомментировала кандидат филологических наук доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка ОГУ Наталья Дмитриева.

— Изменять слова русского языка, конечно, никому не возбраняется. Но это должно быть в рамках, так скажем, этических законов русского языка, — сказала Наталья Дмитриева. — В данном случае само слово «впихнуть», на котором основана языковая игра, относится к сниженной лексике. По идее, в литературном языке такие слова использоваться не должны. И то слово, которое было образовано – «невпехуемое» — относит любого носителя русского языка к нецензурному. Причем орфографически это тоже выражено. Поэтому такой текст является неэтичным и недопустимым в рекламе.

Члены совета согласились с экспертом и единогласно проголосовали за недопустимость такой рекламы.

Возмущение орской общественности вызвали рекламные баннеры магазина разливных напитков. Вывеска с названием заведения выполнена в стиле «шапки» советской газеты «Правда» с использованием изображений Орденов Ленина и Октябрьской революции, а также красной звезды с серпом и молотом. Кроме того, советский плакат «А ты записался добровольцем?» переделан в «А ты зашел за пенным?» Обращение в УФАС подала партия РФ Орского комитета КПРФ.

— Использование данной символики – оскорбительно. Тем более это неуместно в год 70-летия Победы. К владельцу магазина уже приходили ветераны. Они говорят: «Мы Гитлера не боялись, штурмовали Берлин, а тут такое…», — рассказал Сергей Романенко, второй секретарь Оренбургского областного комитета КПРФ. – К счастью, мы нашли общий язык с предпринимателем, и он обещал все убрать.

Как отметил заместитель руководителя УФАС Александр Шлычков, по данному поводу уже возбуждено дело.

В рамках этого вопроса у участников совещания речь зашла и об использовании георгиевских лент в рекламных целях. Касается это всех ситуаций или нет – в этом моменте присутствующие не сошлись во мнении и решили, что данный вопрос стоит вынести на отдельное совещание.

— Были нарушения законодательства о рекламе или нет, может сделать только комиссия. Решения, принимаемые на этом совете, лягут в основу при принятии решений о возбуждении дел, — сказал Александр Шлычков. — Потом, в зависимости от решения, будут приниматься меры: выдаваться предписания и назначаться штрафы в соответствии с законодательством.

Фото: УФАС по Оренбургской области