Некомфортная среда: точечная застройка или непродуманное градостроительство?

Более 46 миллионов рублей перечислено в бюджет Оренбурга за аренду земельного участка под скандально известный жилой дом по улице Чкалова в областном центре между домами № 53 и 55.

Городская казна пополнена, а вот комфорт городской среды обитания нарушен. На этом месте уже никогда не будет сквера. Снижена звукоизоляция от шума автомагистрали, которую могли бы создать подросшие деревья. И всё бы ничего, если бы это был единичный пример в городе. Почему уплотняют и без того густо застроенные кварталы, причём без учёта мнения оренбуржцев?

фото: Строительство скандально известного жилого дома по улице Чкалова в Оренбурге

 Втиснули

По-другому и не назовёшь расположение многоэтажного жилого дома на Чкалова. Его возводят на месте скверика перед стоматологической поликлиникой. Судебные процессы по этому поводу состоялись. Единственное, что выиграли горожане в этой борьбе, — четыре этажа. Именно на столько уменьшили высоту дома, который всё же строится в этом месте.

Исключение ли это из общих правил градостроительной политики Оренбурга? К сожалению, нет. Посмотрите, как нависает над улицей новое здание магазина «Восход». Или взять, к примеру, только что отстроенную гостиницу по улице Тимирязева на стыке с улицами Маршала Жукова и Туркестанской, где уничтожена часть сквера перед поликлиникой № 1. Градостроительное законодательство в перечисленных случаях, по мнению начальника департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга Сергея Бренёва, не нарушено:

— Размещение гостиницы является основным видом разрешённого использования земельного участка. Проведение публичных слушаний по вопросу её размещения в силу статьи 7 Земельного кодекса РФ, статьи 37 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Миллионы из воздуха

Кому это всё выгодно? На заселённой территории уже имеются коммуникации и подъездные пути. Экономя на этих расходах, застройщик не просто выигрывает, а «поднимает» с небольшого клочка земли в центре города миллионную прибыль.

Понятно, что любой застройщик ставит своей целью извлечение наибольшей прибыли из своего проекта. Соответственно, ждать от него сохранения комфортной среды обитания горожан не приходится. А в это понятие входит и ливневая канализация у дома, и зелёные насаждения, и удалённость высотных жилых домов друг от друга на расстоянии 20 метров, и солнышко по утрам в окно квартиры, а также расположение в шаговой доступности детского сада, школы и поликлиники.

Призрачные удобства

На деле кроме своей выгоды застройщик осчастливливает, да и то с натяжкой, только две-три сотни семей, которые становятся новосёлами престижного района, но вскоре ощущают в полной мере нагрузку на социальные объекты, причиной которой стали они сами.

Почему же награмождённая застройка разрешена?

Вот что говорит по этому поводу начальник управления по архитектуре, строительству и градостроительству министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Татьяна Тимошинова:

— При формировании свободных земельных участков ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ должны соблюдать нормативы по проектированию и закладывать правильные соотношения между жилыми метрами, количеством машино-мест в паркинге и на открытых стоянках, сетью проездов, объектами благоустройства, социальными и торгово-сервисными объектами шаговой доступности.

А как на деле?

Один из скандально известных адресов — по улице Салмышской, 58/1. Девятиэтажный дом находится в округе № 19 депутата Алексея Кузьмина. На этом месте мог бы расположиться сквер, но с разрешения мэрии построили жилой дом с торговым центром на нижних этажах.

По словам помощника прокурора Оренбурга Виктора Игнатьева, этот участок был предоставлен для строительства с нарушениями земельного и градостроительного законодательства. В суде не удалось отстоять интересы людей, там не согласились даже с доводами превышения плотности застройки.

Есть ли смысл обивать пороги?

Пресловутый дом, вставший поперёк горла жильцам домов № 53 и 55, находится в одномандатном избирательном округе № 17, по которому избрана председатель Оренбургского горсовета Ольга Березнева. К ней мы обратились с вопросом о проведении публичных слушаний. Вот её ответ:

— По вопросам строительства новых жилых домов Оренбургский городской совет слушания не инициирует и не проводит. С предложениями о межевании придомовой территории и её увеличении депутаты к своим избирателям не обращались, поскольку сами узнали о факте предоставления земельных участков под строительство вышеуказанных домов только после проведения соответствующих торгов.

Палочкой-выручалочкой для горожан могли бы стать инициативные председатели советов многоквартирных домов. Вот они-то могли бы пообивать пороги кадастровой палаты, городского управления архитектуры, добиться процедуры межевания, то есть определения границ территории возле дома, которая становится неприкосновенной для застройщика. А также потребовать помощи у депутата своего округа, если он сам не интересуется, чем живут люди, избравшие его для служения народу.

Много ли найдётся охотников вступить в борьбу за свои права, тратить своё время, нервы, здоровье? Ответ очевиден. И именно на это рассчитывают те, кто даёт разрешение на точечную застройку и ведёт её.

Виктор Игнатьев, помощник прокурора города Оренбурга:

— Часто бывает, что негде ставить машины во дворе нового дома. И тут законодательство встаёт на сторону строителей, а не жильцов. Я говорю о своде правил, согласно которому на один многоэтажный дом должно приходиться всего 24 парковочных места.

Дмитрий Болдырев, эксперт в сфере размещения заказов на строительные подряды:

— Точечная застройка была бы оправданна в том случае, если бы на месте снесённого ветхого жилья строили новые жилые дома. Не нужно было бы расселять людей в отдалённые районы города. Сохранился бы прежний жизненный уклад, привычный архитектурный ансамбль.

Александр Агафонов, главный архитектор города Оренбурга с 1980-го по 1990 год, заслуженный архитектор РФ:

— В советские годы генеральный план Оренбурга согласовывался в Госстрое, а утверждался на Президиуме Правительства РСФСР. Застройка всех микрорайонов, промышленных зон, транспортной инфраструктуры выполнялась в строгом соответствии с утверждённым генпланом. Последний генплан согласован на уровне городского Совета депутатов без консультации с независимыми специалистами в архитектурной сфере и природоохранными организациями.