Диалог через литературу: в Оренбурге представили проект «Кинопоэзия»

В зале царило не просто молчание – транс. Громкая, вдумчивая тишина смешивалась со звуками фильмов, и только бурные овации на несколько секунд могли вернуть зрителей с небес на землю. А потом – снова «Кино-» и просто поэзия. Проект, объединивший литературу и кинематограф, представили в Оренбурге 19 марта.

Несмотря на то, что «Кинопоэзия» открывала фестиваль «АРТК-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», проект знаком оренбуржцам. В августе прошлого года на фестивале «Восток & Запад. Классика и авангард» актёр Артур Смольянинов представил мини-фильмы по произведениям Александра Пушкина, а позже во время празднования 225-летия со дня рождения Сергея Аксакова, показали снятое в Оренбуржье видео на стихотворение «Вот родина моя…» Но презентация 19 марта – официальная, ведь рассказать о соединении двух видов искусств приехал автор проекта Анатолий Белый и актрисы, задействованные в съёмках и концерте, Агния Кузнецова и Юлия Чебакова.

Казалось бы, воскресный вечер, когда назойливо маячит понедельник, и вход по пригласительным – значит, кто-то не знает, что такое «Кинопоэзия», и попадёт на концерт по воле случая – но зал татарского драматического театра практически полон. Здесь собрались библиотекари, актёры, литераторы – в общем, те, кто отличит Пастернака от пастернака.

— Мы счастливы. Мы счастливы тем, что добрались до вас, что приехали на прекрасную, легендарную оренбургскую землю. Мы счастливы тем, что можем делиться с вами своим сердцем и душой, а вы счастливы тем, что можете увидеть и услышать нас. И всё это благодаря благотворительному фонду «Искусство, наука и спорт», – приветствует зрителей Анатолий Белый, актёр, автор проекта «Кинопоэзия». – Выступление – огромная честь и проверка. Каждый раз в мы надеемся, что зрители тепло примут нас и поймут, о чём мы говорим. Каждый раз это особая проверка. Слово «глубинка» — это характеристика души людей, живущих за сотни километров от Москвы. У нас удивительная страна. Вчера мы ехали 3 часа от Новотроицка до Оренбурга и эти просторы не умещаются в голове. Это ширина. А глубина – это вы.

Актёр представляет рядом стоящих актрис Агнию Кузнецову и Юлию Чебакову, объясняет суть проекта и подчёркивает, что зрителя покажут не клипы, а именно поэтические мини-фильмы, которые, возможно, в скором времени станут новым жанром. А ещё видео не только способ заинтересовать зрителей или открыть им новые смыслы в знакомых стихотворениях, это, прежде всего, диалог посредством произведений великих поэтов.

И с первых строк стихотворения Осипа Мандельштама «Нежнее нежного…» зал замолкает. Ни шума, ни громкого вздоха, ни шёпота – кажется, будто все зрители впали в единый, поэтический транс, и выходить из него не намерены до первых аплодисментов. Стихи чаруют. «От неизбежного / Твоя печаль…» — Белый читает спокойно, без истерик, пафоса и надрыва, по-хорошему просто – заданный тон продолжают актрисы, читающие Марину Цветаеву.. Кстати, сегодня со сцены звучат только авторы Серебряного века.

После живого чтения стихов на экране начинается первый мини-фильм по стихотворению Марины Цветаевой «В огромном городе моём…» Произведение читает Аглая Кузнецова, главная героиня в представленной видеоистории. Девушка неспешно идет по городу, погружённому в сумрак, а за кадром звучат по-цветаевски бьющие строки. «А я запомнила одно – ночь». Энергетика строк поэтессы, можно сказать, физически ощутима, её предложения – крикливы и резки, но в фильме стихотворение читается спокойной. Это другой уровень, другой смысл – не лучше или хуже. Иначе.

 — Я не знаю, это просто другое измерение. Кино – это совсем другой язык, и, может быть, у меня появились какие-то новые киноассоциации, рождённые режиссёрами. Мы же просто читаем или слушаем, как стихотворения читают со сцены, а на экране… Не всё так прямолинейно, есть современные визуальные эксперименты молодых режиссёров. Поэзия не только не пострадала, но и приобрела. Мне кажется, Мария Цветаева была бы довольна. «Удар весла» – сказала бы она про нас, — поделилась впечатлениями актриса.

Следующий мини-фильм символичен, может, даже чересчур, но происходящее на экране, безусловно, эстетично. Завораживает. Важно помнить, что не все фильмы сюжетны, в случае «Земли» Бориса Пастернака зрителю показывают сменяющие друг друга ассоциации режиссёра. Красиво, но сложно; хотя Мария Миронова читает хорошо – спокойно, но с интонациями. Не растягивает строки.  

За блоком живого чтения следуют фильмы «Скрипка и немножко нервно» по Владимиру Маяковскому и «Попытка ревности» по Цветаевой. Трагедию взрослых цветаевских переживаний показывают дети. Это странно, местами даже отталкивающе, неприятно и непонятно: зачем разворачивать постельную, взрослую трагедию у мальчика и девочки? Конечно, это был художественный ход, и его можно разгадать: дети равным взрослым, а их невинность показывает глубину нашего порока. Но если проект направлен на подрастающее поколение, не слишком ли это глубоко? И взрослый не разберётся. Но снято-то красиво. А режиссёр, что неудивительно, Валерия Гай-Германика.

После стихотворений от актёров оренбуржцам практически первым представляют видео по стихотворению Анны Ахматовой «Он любил три вещи на свете». Казалось бы, как можно из такого небольшого стихотворения развернуть мини-фильм? Но режиссёр Анна Симакова воплотила потенциал 7 строк: действия разворачиваются в трёх плоскостях. Комната – молодость – силы; прихожая – быт, уже появились дети – усталость; кухня – прошёл 21 год – одиночество. В нескольких минутах отразилось развитие семейных отношений, взлёты и падения; и не только наблюдать, но и разгадывать видеоряд удивительно. Пожалуй, самый простой и бьющий сюжет одновременно.

После фильма «До свиданья, друг мой, до свиданья» по последнему произведению Сергея Есенина со сцены звучит финальное стихотворение «На бледно-голубой эмали…» Осипа Мандельштама. Зал, стоя, аплодирует, кричит «Браво!».

— Невероятно сложно собрать и говорить что-то после таких невероятно щедрых эмоций, — признаётся министр культуры и внешних связей области Евгения Шевченко. – Позвольте мне от имени восхищённой публики поблагодарить вас за этот вечер, за талант и настроение. Спасибо благотворительному фонду Алишера Усманова и Заслуженному артисту России, почти коренному оренбуржцу Анатолию Белому: Пушкин у нас был неполных три дня, но его у нас считают своим. Вы можете войти в историю, ваш проект нам всем очень понравился…

Неожиданно для зрителей и Анатолия Белого министр вручает актёру премию «Оренбургская лира», хотя до официальной церемонии награждения остаётся несколько дней.

***

— Мне всё очень понравилось. Люблю всё, что связано с культурой, и когда происходят какие-нибудь культурные события в нашем городе. Так отрадно, что могут другие творческие люди прийти и посмотреть, — признаётся режиссёр драматического театра им. М. Горького Александр Фёдоров. – Новые впечатления всегда необходимы. Форма подачи может быть любая, главное, чтобы актёр чувствовал, что хочет сказать. Забегая вперёд, отмечу, что тоже хочу что-то сделать что-то подобное в Оренбурге: в рамках Большого благотворительного бала мы запускаем видеоакцию с известными людьми…

Организатор городских поэтических вечером «Другая Среда» Александр Абрамов тоже остался доволен увиденным. Он и до этого вечера был знаком с проектом, поэтому чуть удивлён, что были представлены стихотворения одной, отнюдь не жизнеутверждающей тональности.

— Мы тоже что-то подобное готовим, — делится планами Абрамов. – Будут у нас вечера по Золотому веку, Серебряному, 60-ым и современной поэзии. Правда, без видео, но постараемся сделать хорошо.

Постепенно зрители выходят из состояния поэтического транса, хотя литература всё ещё витает в воздухе. Обсуждения не стихают ни в очереди в гардероб, ни на ближайших остановках, даже по телефону кто-то рассказывает о заново открытом Пастернаке. «Это было великолепно! Жаль, что только так грустно…» — слышится в толпе. «Такая атмосфера, такая энергия… Я обязательно, как вернусь домой, почитаю стихи. Обязательно…»

Но несмотря на приятно проведённый вечер и полученное эстетическое удовольствие, остаётся один вопрос: не пропала ли поэзия – великая, непостижимая, вечная – за видеорядом? Не опошлился ли смысл, не исчез ли из Маяковского Маяковский, а из скрипки – скрипка, не заменили ли весло на соску?

«Кинопоэзия» покажет.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

От «физиков» до «лириков»: в Оренбурге пройдёт единый «Час поэзии»

Оренбуржцев ждет «Неделя культуры»: именитые гости и более 40 событий