На сцене оренбургской драмы представили сказку «Летучий корабль»

фото: Оренбургский областной драматический театр им. М.Горького

Дети обладают исключительно добрым сердцем и обостренным чувством справедливости – такой вывод можно сделать на спектакле «Летучий корабль» в Оренбургском  драматическом театре имени Горького. Сидящие в зале дети, а это были не  малыши-дошколята, а вполне себе «взрослые» младшеклассники, которых, в общем-то, ничем не удивишь. Но, тем не менее, они так страстно переживали за героев, пытаясь активно указать персонажам, что надо делать, чтобы не попасть впросак, что сердца взрослых просто ликовали – не потеряно поколение-то!

Вернемся к истокам. Чуть менее 30-ти лет назад, а именно в 1979 году, режиссер-мультипликатор, наш земляк, между прочим, Гарри Бардин, при активном участии поэта Юрия Энтина (тоже не чужой нам человек) и композитора Максима Дунаевского, создал двадцатиминутный мультфильм «Летучий корабль», по мотивам русских народных сказок. Успех был ошеломляющим! Правда, в дальнейшем Бардин зарекомендовал себя, в первую очередь, как создатель фильмов остросоциальной тематики. Но эта дивная музыкальная сказка  разошлась на цитаты буквально сразу после её появления на экранах.

Шли годы, но популярность мультфильма не угасала, а, напротив, развивалась с каждым новым поколением посмотревших его ребят. Взрослая же публика вспоминала любимых героев и песни в их исполнении с чувством теплой и радостной ностальгии. И вот пришла пора воплотить известную историю на театральной сцене.

Напомню, что в мультике почти нет диалогов, сюжет развивается стремительно почти целиком на песнях. Но чтобы поставить спектакль на сцене театра, нужна драматургия, то есть пьеса, которую и сочинил некий Валерий Ткачук.

Скажу сразу, постановка, которую осуществил художественный руководитель оренбургской драмы, народный артист РФ Рифкат Исрафилов, получилась яркая и увлекательная. Актеры буквально купаются в ролях, радуясь вместе со зрителями. Учитывая, что большинство драматических актеров нашего театра – люди поющие и очень пластичные, то музыкальный ряд прошел, как говорится, «без сучка и задоринки». И драматическое воплощение образов, опирающееся, как это и положено, на систему Станиславского, вышло очень убедительным.

Это, что касается постановки. Претензии же можно адресовать, пожалуй, к драматургическому материалу. Пьеса В. Ткачука получилась, на мой взгляд, несколько тяжеловесной и многословной. То, что происходило в фильме на протяжении 20-ти минут, увеличилось в спектакле еще на час. Некоторые диалоги вышли  путаными, а многословие, это знают все, никогда не шло на пользу детскому спектаклю. Впрочем, актеры с успехом преодолевают эти трудности, исключительно благодаря своему таланту и безукоризненному чутью постановщика Рифката Исрафилова, который сумел сделать спектакль ярким и динамичным.

Теперь о сюжете. Как все помнят, дело там происходит в некотором царстве, в некотором государстве, где у Царя-батюшки большие проблемы с финансами. Спасти царство-государство может только удачное замужество царевны Забавы, и желательно, чтобы избранником её стал очень богатый человек. Царевна же мечтает совсем о другом – «А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу!» Тем более, что предмет любви уже обозначен – это простой парень, печник Иван.

Но представитель силовых структур, воевода Полкан (по — нашему – министр обороны), убеждает Царя, что именно он может стать спасителем государства, так как обладает нужными средствами, которые готов инвестировать в развитие страны, если Забава станет его женой. Такова предыстория сказки, весьма понятная человеку любого возраста.

Но дальше все у Полкана и Царя пошло не так, как они планировали, потому что на помощь влюбленным пришла настоящая «нечистая сила» в лице Водяного и двух лесных жительниц, именуемых Баба –Яга, младшая из которых стала активной помощницей Водяного в деле спасения Ивана и построенного им Летучего корабля. В общем, зло в лице представителей властных структур потерпело сокрушительное поражение, а добро в лице «нечистой силы» (большой поклон Михаилу Булгакову!), помогло Ивану и Забаве улететь на волшебном корабле в дальние дали, где их ждало счастье.

Вот такая история развернулась на сцене театра. Она была всем понятна и вызвала бурю эмоций у присутствующих ребятишек. Несомненна заслуга в этом исполнителей основных ролей. Царь, в исполнении заслуженного артиста РФ Бориса Круглова, как это и водится, мягкотел, не способен к принятию кардинальных решений, действует под влиянием куда более сильных личностей. Артист убедительно демонстрирует «слабость власти», и одновременно любовь к дочери, что навевает определенные аллюзии.

Дмитрий Воропаев в роли Полкана также выразителен, и убедительно принимает на себя всю силу зрительской непрязни, как единственный отрицательный герой.

Влюбленная пара – Иванушка и Забава, в исполнении Андрея Иванова и Александры Бражниковой – пластичны, музыкальны и с первых минут появления на сцене, завоевывают зрительские симпатии.

Главные же восторги вызвали, как и водится, Водяной (заслуженный артист РФ Сергей Кунин) и малая Баба-Яга, или бабка Ёжка (Татьяна Вдовина). Парадокс, но именно они стали любимцами зрителей. А может, это и должно быть именно так?