Если факел памяти погаснет, померкнет жизнь без этого огня…

Семьдесят один год отделяет нас от Великой Отечественной войны, эхо которой не утихает до сих пор. Фронтовиков с каждым годом становится все меньше, но память об их подвигах хранят потомки, гордясь отвагой и мужеством отцов, дедов и прадедов. Накануне годовщины окончания Великой Отечественной нам довелось побывать в гостях у дочери Героя Советского Союза Анатолия Андреева. Награды отца и старые фотографии педагог ДШИ №5 Татьяна Титова хранит с особым трепетом, с гордостью за его героическое прошлое и сожалением, что такой короткой оказалась его жизнь.

– Когда папы не стало, мне было 13, – вспоминает Татьяна Анатольевна. – Он умер в 1968-ом, в 46 лет.

Мы сидим дома у дочери героя и вместе рассматриваем фотографии военных и послевоенных лет.

– Здесь отцу всего 23 года, – показывает Татьяна Анатольевна один из снимков. – Но посмотрите, какой серьезный у него взгляд – взгляд человека, многое повидавшего.

Сейчас Татьяна Анатольевна жалеет, что не расспрашивала отца о войне. Сам он рассказывал о ней редко: слишком много ран оставила в душе война, подорвав здоровье, унеся жизни боевых товарищей.

– Призвали его в 1943-м, направив в Ульяновское танковое училище. Несколько месяцев обучения – и в бой, на передовую, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Экипаж под командованием отца неоднократно отличался в боях. Четыре фашистских танка он уничтожил при освобождении польского города Кельце. Машина тогда получила повреждения, пришлось остановиться на ремонт. Догоняя полк, танк встретил фашистскую группировку, и экипаж вступил в бой с врагом, уничтожив танк соперника, пять орудий и тридцать фашистов.

А в ночь на 24 января 1945 года, как свидетельствуют воспоминания членов экипажа, пришлось вступить в бой с превосходящими силами противника. Танкисты вместе с артиллеристами (всего их было 10 человек) расстреливали вражеские силы, подпуская их на 100-150 метров. Трое суток танк под командованием Андреева стоял, как неприступная крепость. Танкисты и автоматчики уничтожили БТР, 4 машины с боеприпасами и одну штабную, 11 подвод с грузами, 338 солдат и 40 офицеров, захватив оружие.

Спустя день защитники были атакованы ротой вражеской пехоты, которую поддерживали танки. У экипажа ИС-2 боеприпасы были на исходе, после попадания очередного снаряда танк загорелся. Андреев принял решение уходить через нижний люк, вставив в ствол последний снаряд, рассчитывая, что от нагрева прогремит выстрел. Так и произошло. Выстрел отвлек немцев, однако один из членов экипажа, Иван Лядов, был убит в 10 метрах от машины. Анатолия Андреева серьезно ранило. Вместе с двумя другими членами экипажа ему удалось добраться до польских домов, где бойцов спрятала местная жительница. Утром раненого командира экипажа передали советским разведчикам, а те отвезли его в госпиталь. Казалось, ампутация ног неизбежна, но он уговорил хирурга их оставить. Победу встречал уже твердо стоя на ногах.

Татьяна Титова вспоминает, как девчонкой из любопытства подслушивала разговоры отца с фронтовиками, которые по традиции собирались в доме в День Победы. Страшные вещи они рассказывали. Навсегда ей врезались в память слова отца об ожесточенных боях, во время которых танк не мог проехать по полю, потому что на гусеницы наматывались человеческие останки.

При домочадцах Андреев о таком не говорил – не хотел их тревожить. А еще он никогда не геройствовал.

– Отец был очень скромным человеком, – уверяет Татьяна Анатольевна. – И даже стеснялся носить Звезду Героя. «Все мы, воевавшие, – Герои», – говорил он. Хотя однажды награда сослужила ему добрую службу. Поздно вечером он встретил на темной улице хулиганов, которые попросили закурить. Дело шло к драке. И тут один из парней случайно заметил на пиджаке под плащом золотую звезду, с извинениями он попятился назад.

За год до смерти орчанина пригласили на встречу в Москву. Он не знал, с кем, и очень обрадовался, увидев членов своего экипажа Бориса Кулемина и Алексея Пасько. По воспоминаниям фронтовиков – Героев СССР – сняли фильм, который Татьяна Титова теперь мечтает найти, чтобы сохранить копию в семейном архиве.

Анатолий Андреев оставил о себе добрую память. Уважали его и пленные немцы, когда он работал в лагере военнопленных в Орске, и коллеги по ЮУМЗ – за справедливость, за которую он всегда готов был бороться.

«Будь веселой, честной и справедливой», – как-то написал дочери Анатолий Михайлович незадолго до смерти. Это напутствие Татьяна Титова помнит до сих пор и старается ему следовать. Много лет она поет песни с ветеранами из «Фронтовички», аккомпанируя на аккордеоне, а с 2016 года возглавила клуб. Татьяна Анатольевна не только хранит память о подвиге своего отца и рассказывает о нем подрастающему поколению, но и просит женщин-ветеранов почаще говорить о фронтовом прошлом, чтобы факел памяти не погас.

Кстати, в честь Анатолия Андреева в нашем городе названа одна из улиц. Имена других Героев Великой Отечественной – Синчука, Сорокина, Шелухина – и других орчан также увековечены в названиях улиц и переулков.