Николай Мазур: Мы с замиранием сердца доставали гостинцы от «лисички»

Прочитал материал Тамары Ясаковой «Хлебушек от зайчика», и нахлынули на меня воспоминания о далеком трудном послевоенном времени, когда не было излишеств, люди довольствовались только самым необходимым.

Мы жили среди фронтовиков, пришедших с войны, тружеников тыла, хлебнувших горя, вынесших непосильную ношу. Но я не помню, чтобы они жаловались на жизнь, плакались, были чем-то недовольны. Нет. Каждый старался вырастить курочек, скотинку, огород возделать. Во время войны мой отец был оставлен в колхозе по брони, потому что прекрасно разбирался в сельскохозяйственной технике. В 1932 году пять механизаторов, среди них был и мой отец, из Новосергиевского района были направлены в Бузулук, где осваивали новую технику, в том числе американские тракторы «Фордзоны». В войну нужны были и ратники полей — страну надо было кормить.

В то время действовала система МТС (машинно-тракторных станций). В колхозах техники не было. На посевную, уборку, сенокос направляли ее из МТС. Зимой технику ремонтировали. Находились мастерские на краю села. Утром в сумку на весь день отец брал бутылку молока, кусочек сала, несколько яиц, хлеб. Улицы не чистили. Снег по колено, бывало, и по пояс наметало, а опаздывать нельзя. Рабочие шли цепочкой друг за другом, протаптывая тропу. Впереди ставили самого крепкого, но и он выдыхался, его сменял другой, третий…

Возвращался отец домой уже затемно. Но мы его ждали. В дермантиновой черной сумке у него лежали гостинцы «от лисички»: обычный хлеб, яичко, кусочек сала. Все это и дома было. Но отец рассказывал, как его встретила лисичка, что сказала. Мы с замиранием сердца лезли в сумку, с радостью доставали ее подарки. В этой милой сказке было отцовское тепло, его забота и наша любовь к нему. Он знал, что его ждут дети. Это согревало в холод, помогало одолеть тяжкий труд, усталость.

В 50-е годы, помню, у многих в ларях была засыпана пшеница. Получали ее за работу в колхозе. В семье это был неприкосновенный запас. Настолько люди наголодались во время войны, что боялись остаться без хлеба. Отец помнил голодный 1921 год, когда умерли его родители. А их, шестерых детей, разбросали по детдомам. Трое потерялись, так и не встретились ни разу. Хочу вспомнить о Викторе Семеновиче Андросове. Я был председателем райкома профсоюза. Председатель колхоза А.П.Зеленский и директор школы Г.С.Атанов предложили Виктора Семеновича назначить председателем первичной организации профкома. Он очень ответственно относился к этой новой для него деятельности. Немногословный, спокойный и в то же время инициативный, он думал о людях, помогал наладить и организовать работу в колхозе. Односельчане с уважением относятся к нему, помнят его доброту и трудолюбие.

Н.Мазур, председатель совета ветеранов Кувандыкского района