За себя и за того парня: почему высокая явка на выборах президента нужна и власти, и обществу?

ВЦИОМ в начале февраля опубликовал данные очередного опроса по выборам президента России: 79% респондентов намерены прийти на избирательные участки 18 марта. Политологи, общественники, политики и чиновники из Оренбургской области уже второй месяц говорят о том, что идти на выборы надо. RIA56 за месяц до выборов поговорил с экспертами о значении явки, гражданском самосознании и политическом значении высокой явки.

Есть где и за кого голосовать

Если прогоноз ВЦИОМа сбудется с погрешностью хотя бы до 10%, явка на выборах главы государства в 2018 году превысит итоги 2012 года, когда на участки пришли 65% избирателей. Перед прошлыми выборами таких прогнозов не было : ВЦИОМ и ФОМ за несколько недель до голосования оценивали активность избирателей примерно в 60%. По мнению экспертов, высокие прогнозные цифры обеспечили как законодательные послабления (новые правила по открепительным), так и более широкий спектр политических сил, представленных в бюллетенях по сравнению с 2012 годом.

— Теперь избиратель может принять участие в выборах на любом заранее определенном им избирательном участке. Для этого гражданину нужно подать с 31 января по 12 марта соответствующее заявление в любую территориальную или районную избирательную комиссию, любой многофункциональный центр или через портал государственных услуг. С 25 февраля по 12 марта по этому вопросу можно обратиться также и в любую участковую избирательную комиссию, — говорит председатель Избирательной комиссии Оренбургской области Александр Нальвадов.

Региональные власти возлагают надежды на высокую явку в первую очередь в связи с информационной кампанией. Призыв ЦИК и Облизбиркома пойти на выборы поддержало областное правительство. Обратить самое пристальное внимание на информационную кампанию, подготовку участков и обход жителей в феврале поручил главам муниципалитетов вице-губернатор Дмитрий Кулагин.

– Выверка списков, оборудование участков и прилегающих территорий, обеспечение безопасности – все эти вопросы должны быть на постоянном контроле в каждой территории, – заявил он.

Александр Нальвадов, в свою очередь, напомнил, что еще за два с половиной месяца до старта кампании в регионе активно распространялась информация о дате выборов – 18 марта, о новеллах законодательства, о возможности проголосовать.

— С 1 февраля стартовал второй этап – разъяснительный. Уже разработаны графики обхода избирателей, до большинства жителей будет доведена информация о дате и времени выборов, месте конкретного избирательного участка, процедуре голосования, — добавил он.

В Облизбиркоме и областном правительстве области подчеркивают, что грамотная информационная кампания поможет активным избирателям дойти до участков и мотивирует тех, кто с участием в выборах пока не определился. При этом особый акцент все равно делается на ответственности избирателей и гражданской активности оренбуржцев: политики и чиновники уверены, что выборы президента играют для любого человека особую роль, а потому явка на них будет выше, чем на думских, региональных или муниципальных выборах.

Друзья наблюдателей

Возможность принять участие в выборах не только как избиратель, но и как участник — еще одна мотивация. К президентским выборам в регионах России начали формировать независимые корпуса наблюдателей. Оренбургский региональный штаб Корпуса «За чистые выборы» намерен подготовить 1700 независимых и квалифицированных наблюдателей. Правило — быть объективным и независимым, не работать в штабах кандидатов и исправно посещать подготовку.

— Работа предстоит очень большая, мы готовы обучить более 1700 молодых людей, которые станут общественными наблюдателями и придут на избирательные участки в день голосования для обеспечения чистоты и прозрачности выборов, — отметила региональный координатор Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы» Наталья Нарбикова.

Председатель  комитета Общественной палаты области по вопросам законности и организации общественного контроля за соблюдением гражданских прав Владимир Данильчук видит главную задачу Корпуса в формировании большого пула независимых наблюдателей.

Наблюдатели при этом не лишены права голоса — они могут принять участие в выборах, и, как и любой другой гражданин, объяснить значение выборов своим друзьям и родственникам. Их участие в Дне голосования может привлечь на участки дополнительных избирателей, считают эксперты.

Независимые наблюдатели незадолго до выборов получили и законодательную поддержку. В 2017 году институт общественного наблюдения за выборами претерпел значительные изменения. В декабре был подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которому наблюдать за ходом голосования 18 марта 2018 года смогут не только представители от зарегистрированных кандидатов и политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, но и от Общественной палаты Российской Федерации и Общественных палат субъектов. Именно под негласным кураторством общественной палаты и будет работать новый корпус.

Эксперты против бойкота

Некоторые оппозиционные силы — в частности, не допущенный до выборов политик Алексей Навальный и ряд его сторонников — выступают за открытый бойкот выборов. Мотивация проста: чем меньше людей придет на выборы, тем меньше их легитимность. Большинство экспертов из позицию не разделяет: выборы все равно состоятся, а низкая явка не повлияет на легитимность, но снизит и без того невысокую гражданскую активность в регионах.

— Логика в призывах к бойкоту на выборах за последние годы стала откровенно абсурдной. Во многом это связано с тем, что явка перестала играть роль в вопросе признания легитимности выборов. Снижение явки — общемировой тренд, падение интереса к самому институту выборов происходит во всем мире, и Россия на фоне этого тренда демонстрирует очень высокие показатели по явке на выборах самых различных уровней. Поэтому политики, которые призывают к бойкоту выборов, превращаются в популистов, которые не учитывают реальность, и их призывы к бойкоту с целью понизить явку оказываются лишенными всякого смысла. В итоге остаются два варианта поведения. Если у общества в каком-либо государстве есть доверие к институту выборов, то необходимо идти на выборы, чтобы отдать свой голос за достойного кандидата. В эту модель входит и ситуация, когда значительный процесс общества считает, что какой-либо из кандидатов считается явным фаворитом и итог выборов заранее известен. В таком случае, недовольным такой ситуацией остается голосовать за графу «против всех» или за другого кандидата (если графа «против всех» отсутствует), используя таким образом гражданское право на гражданский протест, — считает политолог Дмитрий Фетисов.

Политконсультант Константин Бакшеев разделяет позицию коллеги. По его мнению, здесь важен и так называемый «меркантильный» интерес: каждый человек хочет ощутить себя причастным к такому большому событию как выбор

— Голосовать нужно. Хотя бы с меркантильной точки зрения. Немало людей относятся к выборам как к сделке. И это их право. Это их последующая возможность спрашивать, требовать, искать поддержки у победителя. Разумеется, вопрос участия в выборах наиболее близок к вопросу за кого голосовать. И тут нередко побеждает свод мотиваторов: от эмоций до личной выгоды. Кого-то достаточно призвать к чувству гражданского долга и общей стабильности, а кому-то нужен реальный комплекс аргументов за кандидата, — отметил Бакшеев.

По его мнению, таргетинг задач и целей в борьбе за избирателя средней возрастной группы вообще входит в обязательную программу. Дмитрий Фетисов также убежден, что подрывать доверие к выборам у граждан нельзя.

— Если же даже у значительной части общества отсутствует доверие к избирательной системе и она уверена, что выборы будут происходить с масштабными фальсификациями, то даже в таком случае идти на выборы необходимо для того, чтобы голоса избирателей не были «пририсованы» другому кандидату, — заключил он.

Референдум? Референдум!

Городам и районами Оренбургской области в ближайшее время предстоит голосовать за проекты программы «Городская среда». Окончательного решения пока не принято, однако вероятность того, что мини-референдумы (формальные, официальных референдумов по данному вопросу проводить не будут) состоятся прямо на избирательных участках.

Мнения по данному вопросу разделились. Власти  — как региональные, так и федеральные — не против такого совмещения. ЦИК РФ резко против идеи не высказался, но председатель комиссии Элла Памфилова попросила не забывать о том, что главное событие 18 марта — выборы президента России. В Оренбургской области такой опыт, между тем, есть: небольшие местные референдумы по хозяйственным вопросам в ряде территорий проводились как на муниципальных, так и на думских выборах.

—  Поддержу инициативу со смежными общественными задачами в День выборов. Сейчас вот в ряде регионов готовится голосование по «Городской среде». Безусловно, многое будет зависть от порядочности, от логичности организаторов акции, но сама идея вполне отвечает требованиям времени. Есть в ней пространство и для расчётливости, — отмечает Константин Бакшеев.

Идею голосовать за общественные пространства в день президентских выборов поддержали не все. Против, в частности, выступила партия ЛДПР.

— Считаю абсолютно неуместным данные референдумы. При всей важности, это мероприятие, не связанно с выборами и можно расценивать это как использование административного рычага давления на избирателей. Поэтому в День голосования мы расцениваем это как негативное мероприятие, — сказал руководитель избирательного штаба Владимира Жириновского в Оренбургской области, координатор Оренбургского регионального отделения ЛДПР, депутат Заксоба Владимир Мирохин.

Консенсуса нет

Соцопросы показывают, что не смотря на высокую активность в предверии выборов, многие россияне пока так и не определились, стоит ли идти на выборы. По вопросу о пороге явке в обществе так же нет консенсуса: по данным ФОМ, 43% опрошенных считают, что он нужен, 39% не видят в нём необходимости.

Сторонники введения меры считают: «чем больше проголосует, тем ближе к истине», это поможет «повысить уровень сознания людей», порог нужен, «чтобы результаты выборов максимально сложно было подделать». Аргументы противников таковы: «это принуждение и нарушение прав гражданина», «те, кто хотел, высказались, предложение было ко всем». И все же: 66% процентов считают участие в выборах правом и только 29% — обязанностью.

Положительно относятся к идее вышеупомянутого бойкота выборов 5% россиян. Не одобряют бойкот 51% опрошенных, их самый распространенный аргумент – «я думаю, на выборы должны ходить все», «надо голосовать, выразить свою позицию»; также говорится, что «бойкот – не решение проблемы».

Так или иначе, явка 18 марта обещает быть высокой. А ответ на вопрос «Почему нужно идти на выборы», как отмечают и социологи, и эксперты, у каждого свой. При отсутствии общественного консенсуса, упрощение процесса голосования и хорошая информкампания смогут привлечь на выборы не только сознательных, но и колеблющихся граждан.