Советую почитать: Александр Злобин

Портал RIA56 совместно с региональным министерством культуры запустил литературный марафон «Советую почитать». Известные люди Оренбуржья рассказывают о книгах, которые повлияли на их мировоззрение. О своих литературных пристрастиях рассказывает директор книготорговой фирмы «Фолиант» Александр Петрович Злобин.

Мое первое впечатление о книге относится к самому раннему детству. Стихотворение про непослушного утенка мне начала читать мама года в полтора, и я заучил его наизусть. Это была такая книжка-раскладушка, она сохранилась до сих пор. Но я не могу сказать, что в детстве я был очень читающим ребенком, хотя честно прочитывал все, что задавали в школе. Начальное образование я получил в старейшей оренбургской школе № 30 на улице Советской (сейчас это математический лицей), и навсегда запомнил первую учительницу.

Зоя Васильевна Филиппова была для нас всем: и мамой, и бабушкой, и, естественно, учителем. Она была представителем старой советской школы, и учила нас по всем правилам того времени. Интерес к чтению появился чуть позже, но остался на всю жизнь. В средних классах я запоем читал приключенческую литературу, в первую очередь Жюля Верна, но больше всего запомнил книгу Обручева «Земля Санникова». Я постоянно переносил ситуации, в которые попадали герои книг на себя, и переживал их как бы вторично.

Еще я очень любил стихи, и однажды написал сочинение не свободную тему в стихах. Тогда я учился уже в школе № 64, и среди заданных тем выбрал не связанную с конкретным литературным произведением. Конечно, я не сам сочинял стихи, а переделывал под рифмы уже известные стихотворения, почему-то Некрасова, в основном. Когда учительница раздала нам наши работы, я увидел, что за грамотность я получил 5, а за содержание 4. Мне объяснили, что если бы я написал все это обычной прозой, то получил бы трояк. Но за то, что облек текст в поэтическую форму, балл мне набавили.

После окончания школы, встал перед выбором – куда поступать. Отправил документы в Львовское Высшее военно-политическое училище, на факультет журналистики, и был допущен до экзаменов. Но как раз в это время в Оренбургском пединституте открылся факультет физического воспитания. А я спортом занимался очень активно, и подумав, что лучше «синица в руках», поступил в «домашний» ВУЗ. На этот период приходится резкая активизация моего чтения. Объясняется это двумя факторами: во-первых, в те годы я пристрастился к чтению толстых литературно-художественных журналов, ведь именно там, в 70-е годы публиковались поистине выдающиеся произведения таких авторов, как Фазиль Искандер, Юрий Трифонов, а еще – стихи Андрея Вознесенского, которого я просто обожал; во-вторых, и это также немаловажный фактор, мы, мальчики с физкультурного, активно дружили с девочками с филологического и с иняза. И, чтобы не ударить в грязь лицом перед литературно подкованными девчонками, старались как можно больше читать. В то время в журнале «Иностранная литература» печатались потрясающие романы. В частности, огромное впечатление произвела на меня проза Франсуазы Саган – «Здравствуй, грусть», «Немного солнца в холодной воле» и «Любите ли вы Брамса?». Мне было о чем поговорить с моей девушкой.

К сожалению, из-за полученной травмы я не смог заниматься профессиональным спортом, и занялся научной работой по новой тогда теме «спортивная психология». Но это не избавило меня от распределения, и я честно отработал три года в селе Чебеньки Оренбургского района. Сельская жизнь предполагает некое расслабление, и потребность в чтении. Именно там я открыл для себя русскую классику (Толстой, Чехов, Лесков), и приобрел еще одного литературного кумира. Им стал швейцарский писатель Макс Фриш. Его роман «Назову себя Гантенбайн» открыл для меня мир еще неизведанного психоделического романа.

Далее, занимаясь тренерской работой, я часто ездил в командировки по всему Советскому Союзу. И часто привозил из дальних краев (в основном, из Средней Азии), отличные книги, которых в России было не найти. Так, у меня появилось собрание сочинений Ивана Бунина и четырехтомник Михаила Булгакова – и это стало для меня еще одним открытием.

Но время шло, и 90 годы стали переломными не только для меня, но и для всей страны. Рушилось все то, чем люди занимались в течение ряда лет, и приходилось находить новые сферы деятельности. Так и мне пришлось думать, чем заниматься дальше. И тогда, мы с друзьями подумали о книготорговом бизнесе. Стимулом к этому послужило посещение в начале 90-х крупнейшего книжного рынка Москвы в спорткомплексе «Олимпийский». И вот мы, ничего не знающие о деле, которым хотели заняться, решили сделать первую маркетинговую акцию. Приобрели тысячу экземпляров книги Григория Остера «Зарядка для хвоста» и решили заняться продажей в Оренбурге. Естественно, мы потерпели крах, но зато поняли, что бизнес – это тоже наука, и им надо заниматься всерьез.

Результатом этого стало то, что я начал заниматься не просто книгами, а учебной и учебно-вспомогательной литературой. В те годы с подобными изданиями была просто катастрофа. И вот, методом проб и ошибок, родился магазин учебной литературы «Фолиант», с годами преобразившийся в большую фирму. Времени на чтение стало меньше, зато возможностей — больше. Я научился ориентироваться в море издаваемой литературы, и отбирать для себя самое необходимое. Так, в эти годы я открыл для себя прозу Генри Миллера и Василия Аксенова.

Сейчас очень много спорят о том, что бумажной книге приходит конец, её, якобы полностью заменит книга электронная. Я так не думаю. Дело в том, что электронная книга или текст на планшете созданы для того, чтобы с ним познакомиться, «проглотить», как говорится. А книга бумажная будет жить очень долго, потому что только она способна доставить человеку удовольствие при чтении. Сейчас многие стали это понимать, и потому используют электронные издания в чисто утилитарном смысле — пролистать, чтобы позже прочитать то, что заинтересовало уже в бумажном варианте. Что же касается моих последних пристрастий, то это — представители современной российской прозы – Юрий Поляков, и, в первую очередь, Захар Прилепин. А уж если говорить о книгах, которые — НАВСЕГДА, то это Антон Павлович Чехов и Михаил Афанасьевич Булгаков.

КТО ЕЩЕ СОВЕТОВАЛ КНИГИ ОРЕНБУРЖЦАМ:

Людмила Сковородко: В моем личном литературном списке есть десять главных книг

Евгения Шевченко: Ремарк, как никто другой, умеет сказать о лучших человеческих качествах

«Советую почитать»: Андрей Федосов

«Советую почитать»: Борис Колесников

«Советую почитать»: Татьяна Аникина

«Советую почитать»: Олег Рукавицын

«Советую почитать»: Вячеслав Лабузов

«Советую почитать»: Вячеслав Моисеев

«Советую почитать»: Алексей Иванов

«Советую прочитать»: Сергей Хомутов

«Советую почитать»: Сергей Салдаев

Советую почитать: Татьяна Жаплова

Советую почитать: Татьяна Соломко

Советую почитать: Елена Чернова

Советую почитать: Александр Папыкин

Советую почитать: Игорь Храмов

Советую почитать: Надежда Кашина

Советую почитать: Виталий Молчанов

Советую почитать: Ирина Бушухина