Андрей Маленков: Оренбург – это удивительное сочетание национальных и религиозных традиций

В губернаторском историко-краеведческом музее Оренбурга открылась уникальная выставка «Георгий Маленков – третий вождь страны Советов». В числе почетных гостей экспозиции —  Андрей Георгиевич Маленков, сын Георгия Максимилиановича, который рассказал RIA56  о семье, историческом прошлом и личности отца.  

фото: Сергей Медведев, RIA56

 — Ваш отец, Георгий Максимилианович Маленков, за свою жизнь пережил немало взлетов и падений: от назначения на должность главы Правительства СССР, до отставки, обвинения в антипартийной деятельности и практически ссылки в Казахстан. Как ваша семья переживала все эти ситуации, с чем пришлось столкнуться в эти нелегкие времена?

 — Мне легко ответить на этот вопрос, потому что нас в семье так воспитали, что мы были как бы единым организмом. И наша мама, Валерия Алексеевна Голубцова, и трое детей – Воля, Георгий и я, всегда поддерживали отца, даже в самые нелегкие для него дни. Георгий Максимилианович относился к испытаниям с юмором, и в одном из писем написал следующую фразу: «Что касается наших неприятностей, то пусть они захлебнуться в собственной бессовестности».

Отец никогда не сомневался, что справедливость восторжествует, и поводом к этому оптимизму было то, что, что против него ни разу не было выдвинуто ни одного серьезного обвинения. Даже когда, в 1958 году его вызвали из Казахстана в ЦК партии с целью выявления причастности его к «антипартийной» группировке, то разговор этот кончился ничем. Это уже позже, когда фамилия Маленков стала сначала замалчиваться, потом практически вычеркиваться из истории страны, стало сложнее. Георгий Максимилианович предупреждал о возможной победе партократов, что могло бы привести к фатальным последствиям и в политике, и в экономике. Но позиция Хрущева в те времена вполне устраивала партийную и советскую верхушку. В конце концов, все эти процессы, которые начались еще во времена нахождения у власти Хрущева, привели в 90-е годы к гибели не только партийной системы, но и страны в целом. Это было предопределено.

И хотя сейчас Президент Путин старательно выводит государство из той пропасти, в которой оно оказалось (разрушена экономика, закрыты заводы, народ на грани нищеты), ему предстоит еще долгий и нелегкий путь. И дай Бог ему удачи.

— Была ли у семьи опасность новых репрессий со стороны власти?

 — Нет, в тот период это было практически нереально. К тому же, весь наш круг общения остался прежним. Нам, детям Маленкова удалось получить прекрасное образование. В частности, я уже долгие годы занимаюсь вопросами лечение онкологических заболеваний. И могу с чистой совестью сказать, что на технологическом уровне проблема рака уже решена. Другое дело – практическое воплощение этих теоретических наработок, но и здесь прогресс очевиден.

 — Как много в вашей семье сохранилось вещественной памяти об отце?

 — К сожалению, на данный момент, немного. Это и моя вина. Я всегда недооценивал роль предметов в жизни семьи. К тому же, ряд вещей мы уже передали в другие музеи, в частности, в Музей-квартиру сестер Невзоровых, Мемориальный музей Кржижановского, который является нашим родственником по бабушкиной линии, а также в Музей Восточных культур, куда были переданы подарки, полученные Георгием Максимилиановичем от лидеров Китая и Вьетнама. Но наша мама всегда говорила, что вещи надо сохранять, чтобы не потерять исторические свидетельства эпохи.

Поэтому, то, что представлено на выставке в Оренбурге, это во многом заслуга её и моей дочери Анастасии, которая может рассказать вам об уникальных марках, выпущенных в честь Маленкова.

На фото: внуки Георгия Маленкова  — Анастасия и Дмитрий, а также правнук Андрей

 — Анастасия Андреевна, в экспозиции есть две марки, выпущенные во Вьетнаме и, как ни странно, в далекой республике Чад. Расскажите о них.

 — Да, действительно, мне удалось приобрести почтовые марки, посвященные Георгия Максимилиановичу. Одна из них, вьетнамская – это связано с общим добрым отношением Хо Ши Мина к деду. А вот вторая – это для всех загадка. Республика Чад, находящаяся, как вы знаете, в центре Африки, также выпустила почтовую марку с изображением Маленкова. Вообще-то они выпустили целый цикл марок с портретами лидеров стран антигитлеровской коалиции, и дедушка изображен на двух.

— Андрей Георгиевич, какова судьба уникальной библиотеки Маленковых, о которой ходили легенды в СССР?

 — К сожалению, после того, как нас лишили московской квартиры, пришлось большинство книг передать в разные организации, начиная от библиотек, и заканчивая детскими домами. Часть её была перевезена в Казахстан и подарена библиотеке станции Удельная, которая тесно связана с нашей семьей, ведь мама Георгия Максимилиановича, Анастасия Георгиевна – оттуда родом.

 — Георгий Максимилианович прожил долгую жизнь, и успел застать начало горбачевских реформ. Как он относился к переменам в жизни страны?

 — Сначала весьма положительно, а потом, словно бы вразрез всей нашей эйфории по поводу Горбачева, он как-то сказал, что не надо обольщаться «болтовней этого пустозвона». До хорошего он страну не доведет. Конечно, реформы были крайне необходимы, но их воплощение стало настолько радикальным, что случился крах, последствия которого трагичны. Но надеюсь, что политика нынешнего руководства не даст возможности усугубления этих проблем.

 — Когда к вам впервые пришли представители фонда «Евразия» из Оренбурга и предложили идею восстановления исторической справедливости в отношении земляка – оренбуржца, Георгия Максимилиановича Маленкова, каковы были ваши первые ощущения?

 — Вы знаете, я искренне верующий человек, и все то, что происходило в течение этих нескольких месяцев, иначе чем Божьим промыслом, я назвать не могу. В последние годы я занимаюсь написанием исторического труда как раз по поводу исторической памяти. В нем я отталкиваюсь от судеб личностей, сыгравших большую роль в судьбе страны. Среди них и представители Белого движения – Колчак, Деникин, Каппель, с другой стороны – Фрунзе, Сталин. История должна быть объективной.

 — Вы приезжали в Оренбург в 1957 году, вместе с отцом, вручавшей области орден Ленина. Каковы ваши впечатления от города и людей  с разницей в 60 лет?

 — Оренбург- прекрасный город, но в первую очередь он славен замечательными людьми. И я несказанно благодарен руководителю вашего фонда «Евразия» Игорю Храмову за то, что он вернул в историю вашего края стольких замечательных людей. Это уникальная, благородная деятельность, я ни с чем подобным нигде еще не сталкивался.

на фото: руководитель благотворительного фонда "Евразия" Игорь Храмов

Что же касается Оренбурга, то здесь наблюдается удивительное сочетание национальных и религиозных традиций. Это – настоящая столицы Евразии. У города огромные перспективы.

Маленков Андрей Георгиевич, родился 29 мая 1937 года. Специалист в области биофизики. Доктор биологических наук. Почетный вице-президент РАЕН.