В Оренбурге депутаты инициируют поправки в «антиалкогольный» закон

Муниципальные парламентарии на очередном заседании городского Совета проголосовали за инициативу о внесении поправок в областной закон о продаже алкоголя. Депутаты предлагают изменить областной закон так, чтобы запретить продажу алкоголя после 22.00 в заведениях общепита.

 

Точка кипения

После запрета продажи алкогольной продукции после 22.00  в Оренбурге начали открываться бары и заведения общепита. Словно грибы выросли «Бухты изобилия», «Бочки», заведения с названием-ностальгией из 90-х «Жигулевское»… Сюда ежедневно тянутся  любители пенного напитка. Покупатели распивают купленное пиво на лавочках под окнами домов, от пьяных компаний слышны постоянные крики с нецензурной лексикой. После таких посиделок территории оренбургских дворов превращаются в мусорку: разбросанные окурки, тара от пива, этикетки. Одним из инициаторов внесения изменений в законодательство стал депутат городского Совета Александр Шмарин.

— То, что количество подобных точек продаж увеличилось многократно, говорят цифры статистики. Появляются целые торговые сети, — отмечает депутат. — На своем округе мы провели небольшое исследование. Выяснилось, что на 20 тысяч населения и 123 жилых дома приходится 38 «пивнушек». Они растут как грибы. А вместе с ними и градус недовольства. Люди откровенно не понимают, почему областной закон допускает подобный вид торговли и не может привлечь нарушителей порядка к ответственности.

Кроме того, после решения суда Оренбургская ФАС запретила администрации города устанавливать для ресторанов, кафе и баров различные правила продажи алкоголя, ссылаясь на закон «О защите конкуренции. За лето в областном центре появилось больше сотни «точек продаж» пенных напитков, а дворы Оренбурга заполонили нетрезвые компании.

Вместе с тем, в региональном УМВД приводят тревожные цифры статистики и отмечают четкую связь между появлением розничных пивных точек и ростом «пьяной» преступности.

— За полгода в Оренбурге совершено более 900 преступлений под воздействием спиртных напитков, — заявил на заседании начальник МУ МВД РФ «Оренбургское» Александр Ныров. – Цифры статистики меняются стремительно. – Так, по городу рост подобных преступлений составил 11,5%, по области – 13,4%.

Закон, что дышло

Постановление, принятое на областном уровне «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области» действует с 2012 года. В течение двух лет его дополняли различными поправками. В итоге получился цельный документ, который должен, по сути, очистить дворовые территории и детские площадки от засилия точек продаж спиртным. По факту же получилась обратная картина, потому как отыскали предприниматели в законе лазейку, которая позволяет строить и развивать пенный бизнес, невзирая ни на какие запреты.

— Вроде бы все правильно и здорово прописано в законе, мы понимаем, что после 22.00 торговать алкоголем никто не имеет права, — отмечает Александр Шмарин. — И вот тут как раз проблема появилась, почему никто ни прокуратура, ни полиция, ни администрация сделать ничего не могут? Потому что те предприниматели, которые работают, они работают в рамках закона. Того закона, который написан. Они просто открывают магазин, устанавливают в нем пару столиков, вводят дополнительные услуги в виде нарезки продуктов и подачи, вешают вывеску «Закусочная» и все. Получился вполне законный бизнес в виде предприятия общепита. И как закусочная этот вид предпринимательства уже не попадает ни под закон о продаже внутри дворовых территорий, так еще не действуют здесь и запрет о продаже после 22.00. В итоге получается так, что закон-то вроде как сделали, вроде как этого и требовало население, но он совершенно не работает. 

К тому же стоит отметить, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5%. 

Жители домов не понимают, почему сотни заявлений и рассмотренных жалоб на пивнушки во дворах остаются без ответа. Народная волна возмущения винит во всем коррупцию и предпринимательскую жажду наживы. 

— Посмотрите, что происходит в данном случае. Прокуратура и полиция расписались в своем бессилии. Ничего сделать не могут с этой проблемой, потому что работа подобных предприятий общепита, торгующих пивом, соответствует букве закона, — объясняет Александр Шмарин. – А значит, по мнению людей, власть бездействует, процветает коррупция. Человеку же с экрана телевизора или со страниц газет рассказали о новом законе, который «де-юро» должен работать, а «де-факто» не работает. Человек не понимает сути вопроса. Появляется недоверие к власти, которое растет с каждым днем.

— Опять-таки, кто сегодня работает по таким схемам в городе? — интересуется депутат. — Это временный бизнес, который приносит хороший доход и пользуется спросом у населения. А если можно легко закрыть глаза на законодательство в данном случае, то почему этого не сделать? Этим только пользуются.

Депутатская инициатива

Все, чего сегодня не хватает, для того, чтобы прикрыть кран предприимчивому бизнесу на алкоголе – это поправок в областное постановление. Из документа достаточно убрать несколько слов о «предприятиях общепита», чтобы он начал работать на полную силу. Именно об этой инициативе говорили народные избранники на заседании городского Совета. Депутаты попросили подключиться к решению вопроса городскую прокуратуру и также выйти с инициативой о запрете продаж спиртного.

— Нам необходима эта инициатива от депутатов, — подчеркнул Александр Шмарин. — Пока документ находится в разработке. Мы анализируем всю поступившую к нам информацию, изучаем опыт соседних регионов, где уже работает закон, принятый на местном уровне.