Бесконечная любовь. В Оренбурге открылась выставка фотографа Вугара Мамедзаде

фото: Вугар Мамедзаде

Чувство, которое легко потерять в ритме города – даже уютного, степного, как Оренбург – обостряется на снимках Вугара Мамедзаде. Бесконечная и осторожная любовь к родным местам и людям. Любовь, сглаживающая червоточины и усиливающая добро. Почувствовать её можно в музее истории города, где 18 октября открылась первая выставка фотографа.

Задокументированные моменты жизни: вот случайно пойманная улыбка бедной девочки, вот стеснительна девушка, ещё не осознающая себя красивой. Выпускница, выглядывающая из окна (словно «во взрослую жизнь») или хмурая девочка на аттракционе. Здесь, в сюжетах, смешались будничная непосредственность и чуть ли не религиозная философия.

Видеть мир так Вугару помогает любовь. Она и ведёт его по улицам Оренбурга, сводит с колоритными людьми – будущими персонажами его историй. Шаг, рука сжимает камеру, а время если не останавливается, то замедляется, сжимается – и кадр вырисовывается сам. Фотограф даже спустя два года творчества не может объяснить этот механизм.

— Я и себе представить не мог, что за два года это всё произойдёт со мной. Огромное спасибо всевышнему за то, что нахожусь здесь. Спасибо родителям. Признательность музею города, администрации. А по поводу представленных работ. Это настоящая жизнь. Это где-то отражение моего внутреннего мира, — объяснил Вугар Мамедзаде. – Это отражение моей родины. Россия – многогранная страна, разные народы, религии, чувства. Оренбург – изюминка. Настолько колоритный город, с такими красотами видами.

Пока в музее истории Оренбурга готовили выставку, у каждого сотрудника появилась своя любимая фотография. Были споры: каждый хотел, чтобы выбрали тот самый снимок, а остановиться даже на 46 было сложно. В подборке нет случайных снимков; каждый нужно подолгу рассматривать, изучать даже незначительные детали. Нередко именно в них – даже в фокусе – вся суть.

— Тема выставки выбрана правильно – доступная городская среда. Фотография – сюжет, знакомый каждому из нас. Вугару интересна жизнь в разных её проявлениях. И в скором времени он планирует подобную серию в других городах России, — объяснила директор музея Елена Гришина.

Высокую оценку работ фотографа дали фотохудожник Сергей Жданов – он признался, что запечатлевать дыхание города сложнее, чем природы – и главный художник Оренбурга Наталья Бровко. Она поделилась планами: уже присмотрены некоторые снимки Вугара для социальных проектов. А больше всего её, как простого зрителя, зацепил портрет мальчика в военной форме: «Меня удивили его глаза. В них действительно отражение всего мира, души человеческой. В таком маленьком – такое понимание…»

Долго рассматривали работы и зрители: в музее истории Оренбурга первые полчаса царило броуновское движение. Некоторые быстро переходили от одних снимков к другим – они же в свободно доступе в интернете и кочуют по популярным сообществам социальных сетей – а некоторые наоборот, всматривались долго, смакуя каждую деталь.

За каждым экспонатом – поиск. Здесь и колоссальная работы с ребятами из детского дома: не обидеть не спекулировать и показать максимально чувственно. С болью и гордостью «Бессмертного полка»: женщина не смогла присоединиться к шествию и, глядя в окно на идущих, держала портрет то ли мужа, то ли брата. А ещё – дети, животные, полночь…

— Я давно подписана в социальных сетях на Вугара, восхищаюсь его творчеством. То, как он видит мир – потрясающе. Единственный фотограф, снимающий подлинную жизнь, а не только хорошие моменты, — считает Виктория, зритель. – Мне больше всего понравился снимок, на котором в церкви стоит пожилой мужчина, а на заднем плане икона «Спасение Петра». А мужчина очень на него похож… Тонко.

фото: Вугар Мамедзаде

Где тонко, там и рвётся. Но не в случае Вугара Мамедзаде.