Елена Чернова: Мысли о российском кино

Вот уже второй месяц, как идет по России год кино. Каким будет его дальнейшее продвижение – пока неясно, но для Оренбуржья это может быть интересно, ведь у нас уже несколько лет есть свой КИНОФЕСТИВАЛЬ. Впрочем, об этом чуть позже, а пока наберите в легкие побольше воздуха – сейчас вы прочитаете некий текст, вышедший из недр федерального министерства культуры, и призванный объяснить, зачем нам нужно кино. Итак, внимание!

«Социокультурная детерминация, осуществляемая кино, оказывает мощное воздействие на миллионы людей. Развиваясь в русле общегосударственной культурной политики, российский кинематограф все более целенаправленно следует её главным приоритетам, транслирует их в общественное сознание».

Вот люблю я читать иной раз чиновничьи документы: вроде по-русски писано, и слова, в большинстве своем, понятны, а смотришь в текст и думаешь – для кого писано? Уж точно не для народа, о коем эти чиновники радеют буквально до посинения, ибо народ в нынешнем его качестве сильно изменился по сравнению, ну хотя бы, с позднесоветским периодом (я уж молчу про 60-е годы XX века – своеобразный пик интеллектуального свободомыслия).

В настоящее время в нашей стране проводится довольно большое количество кинофестивалей самых разных направлений, среди них есть солидные, зарекомендовавшие себя и высоким уровнем организации и интересным подбором фильмов и членов жюри с нестандартным мышлением (что, кстати, немаловажно!) Есть фестивали, как их называют сами организаторы –«второго ряда». И планка пониже, и фильмы пожиже. Но и те и другие имеют право на существование. И, если мы с полным правом можем признать этот факт, то с не меньшим правом можно признать и то, что практически исчез тот зритель, для которого это кино снимается.

Позволю себе вначале остановиться  на одном из самых престижных российских кинофестивалях Выборгском, под названием «Окно в Европу», потому что то, что там произошло, пока еще не имеет прецедента в практике отечественных кинофестивалей. Хотя, с другой стороны, весьма показательно. Итак, по окончании Выборгского кинофестиваля, жюри во главе с кинорежиссером Светланой Проскуриной принимает беспрецедентное решение — признать фестиваль несостоявшимся ввиду крайне низкого качества представленных кинофильмов, и премий никаких не присуждать. Правда, если быть совсем уж честным, то кое –какие премии были присуждены, — например «Лучшему звукооператору» или «За лучший монтаж» — как говориться, чтоб не обидеть «рабочий класс», а из традиционных наград, жюри, приняв поистине «соломоново» решение наградило в лице всех кинематографистов всего одного человека. Им стала замечательная актриса Ирина Купченко за фильм «Училка», хотя сама кинолента не была удостоена никаких других наград.

На церемонии закрытия фестиваля режиссер Проскурина дала гневную отповедь зрительскому негодованию: «У сегодняшнего зрителя не только не существует запроса на качественное кино, но он именно предпочитает кино низкопробное, непрофессиональное, сделанное с ужасающей актерской игрой, музыкой, изображением. Ясно, что зрителя до того довели, понятно, каким способом, но возникает вопрос – как быть? Как вернуть зрителям критерии простейшего отсева того кино, чье качество неизмеримо низко? Ответить на это вопрос предстоит всему нашему кинематографу, если он хочет существовать на достойном уровне»

Спросите, почему я так много уделяю внимания в общем-то далекому от нас фестивалю? Причина одна, и в Выборге, и в Оренбурге фестивальная программа отечественного кино была очень похожа. За очень редким исключением, к которому мы еще вернемся.

Итак, вернемся в сентябрьские дни 2015, когда в Оренбурге проходил очередной, уже восьмой кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард». Одним из первых шокирующих сообщение было то, что в этот раз не будет конкурса российских фильмов. Недостаток финансирования-с. Хотя фильмы привезли, и сделали дополнительно несколько российских программ, дабы в полной мере показать широкий спектр российского синематографа. Итак, конкурса не было, награды представленным фильмам вручали разнообразные спонсоры, но это было их частным мнением, весьма далеким от профессионализма.

Самое интересное, что рядовому зрителю, пришедшему в кинозалы, было абсолютно наплевать — фестивальный это фильм, или выделенный в отдельную программу. Просто хотелось просмотреть на новое российское кино на большом экране, в кинозале, как раньше, а не по телевизору, тем более, что по нему-то как раз в подавляющем большинстве идет продукция настолько низкого качества, что и стыдно применять к нему понятие – КИНО. Впрочем, будем справедливы – новое российское кино, конечно же есть, и даже вполне достойное, но его практически нельзя увидеть ни по телевизору, ни в кинозалах. Посудите сами: федеральные и коммерческие каналы  ежедневно кормят нас сериалами, которые в большинстве своем являются адаптациями зарубежной сериальной продукции, причем даже не европейской или американской, а мексиканской, аргентинской, венесуэльской, что говорит само за себя. И здесь мы сталкиваемся с проблемой проблем – отсутствием качественных сценариев.

Когда я задала вопрос программному директору оренбургского фестиваля, киноведу Сергею Лаврентьеву, что, мол, исчезла профессия сценариста? Чему же на сценарном факультете ВГИКа учат? Сергей Александрович, горько усмехнувшись, ответил, что профессия не исчезла, только учить некому. Выдающиеся сценаристы наотрез отказываются от преподавания, а молодые таланты стремятся заниматься профессией, а не учить сонм «митрофанушек», поступивших на сценарный факультет, поскольку туда не очень большой конкурс. Давайте вспомним наиболее успешные фильмы прошедшего года, некоторые из которых уже получили заслуженную награду в виде «Золотого орла».Чему я очень рада, так это тому, что лучшим фильмом была признана комедия Анна Меликян «Pro любовь», а вовсе не патриотические эпопеи «Битва за Севастополь» или «Батальонъ». К успешным фильмам стоит отнести и некоторые киноленты, показанные в Оренбурге, и среди них опять же работы режиссеров-женщин: Оксаны Бычковой «Ещё один год», «Как меня зовут» Нигины Сайфулаевой, «Арвентур» Ирины Евтеевой.

А вот работы режиссеров-мужчин, будь это даже известные деятели кино, не только не пользовались успехом у зрителя, но и практически провалились. К таковым следует отнести дебют в кинорежиссуре актера Андрея Соколова «Память осени» — тоскливую претензию на тему поиска себя в мире, лишенном главных ценностей, тех, что были основополагающими в советские годы, и которые напрочь разрушил «звериный капитализм». Удивительно унылое и абсолютно беспомощное с точки зрения режиссуры зрелище, которое не спасла даже Инна Чурикова, выступившая там в одной из главных ролей. Сей факт в который раз подтверждает постулат, что «Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи- пирожник».

Абсолютно никакого внимания не оставили у зрителей такие киноподелки как «Про Петра и Павла», «Раскоп», «Полное превращение», «Беглецы», «Лабиринты любви».

Самое обидное, но и фильмы признанных мастеров, таких как горячо любимый оренбуржцами Александр Прошкин, также не оставили особого следа в зрительской памяти. А таковых фильмов было аж два. Один, под названием «Охрана» был показан в Оренбурге, но еще не вышел на российский экран (премьера – только в марте!). Так вот, он вызвал больше вопросов, чем положительных эмоций, а фильм же «Райские кущи» был снят позже, но уже показан на широком экране, правда, пока только в Москве. Но именно эта картина, снятая по мотивам знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», с участием отличных артистов – Евгения Цыганова и Чулпан Хаматовой, вызвала яростный протест у еще оставшихся интеллигентных и образованных зрителей. Действие фильма из 70-х годов прошлого века перенесено в современность; подобные манипуляции проделывают многие, и в этом, на первый взгляд, нет ничего плохого. Но именно в этом случае, временная адаптация сыграла роковую роль в качестве получившегося кинопродукта.

Если сравнить этот фильм с кинолентой «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова, поставленной еще в советское время по этой же пьесе, где главную роль сыграл Олег Даль, то налицо следующий парадокс: и там, и там персонаж по фамилии Зилов – фигура явно отрицательная. Но если в фильме Мельникова и в исполнении Даля зрителям была понятна бездарная рефлексия главного героя, и в какой-то степени он вызывал сочувствие, то герой в исполнении Евгения Цыганова вызывает только раздражение и даже отвращение. Так что, гибель героя на той самой утиной охоте в финале фильма (что в корне противоречит идее пьесы Вампилова!!!), рождает у зрителя чувство облегчения – наконец-то!

И здесь позвольте вернуться к главной теме – теме потерянного кинозрителя. Все вышеперечисленные картины, как удачные, так и не очень, включая еще целый ряд произведений, удостоенных многочисленных наград, как на российских кинофорумах, так и за рубежом, вряд ли найдут свое место в прокате, потому что они не будут иметь успеха у той самой зрительской аудитории, которая ныне имеет место быть основной в любом кинозале – подростки и молодежь в возрасте до 25-ти лет. Взрослая публика ходить в кино перестала уже давно – ей остается только посещать редкие фестивальные просмотры, которые бывают далеко не везде. Слава Богу, что в Оренбурге такая возможность есть, но радость от сего факта буквально «со слезами на глазах».

Рискую навлечь на себя гнев определенной части читательской аудитории своими воспоминаниями, но все же… Представьте себе Одессу, весна 1980 года, я отдыхаю там с дружной компанией, все весело и хорошо, как вдруг – на афише центрального кинотеатра мы видим афишу – «Сталкер» Андрея Тарковского. Билеты все проданы. Не стоит говорить о том, как в прямом смысле со слезами мы выпросили билеты, и на следующий день пошли в кино. В 9 утра, на 1 ряд. Но мы были счастливы. Зал был заполнен до отказа —  сидели на полу в проходах. Не скажу, что фильм встретили аплодисментами, но состояние некоего культурного шока — было. Но дальше вспомню еще один поход на это фильм, уже в Оренбурге — дневной сеанс, в зале человек сорок, не больше. Впереди сели два хулиганистого вида парня, и сразу подумалось, что им-то здесь не место. Фильм начался, парни сидят тихо, в середине начали обмениваться какими-то фразами, но пока все благопристойно, а в самом финале, в сцене с дочкой сталкера, один из парней выкрикнул какую-то непонятную фразу… Выходя из зала, я прошла мимо них, что-то горячо обсуждающих. Оказалось, речь шла о том: телекинез – это дар Зоны, или она (дочка), изначально была такая. Можете представить себе подростков 15-16-ти лет, обсуждающих при выходе из кино подобную тему? Я – нет. И пусть простит меня нынешняя молодежь.

Так вернемся к фестивальному кино. В Оренбурге его смотрят, пусть и без особого восторга, но понятие о том, что это «другое» кино, у оренбургского зрителя есть. И это не может не радовать. Но речь сейчас о другом. В наступившем Году кино в Оренбуржье запланировано благое дело- открытие новых кинозалов, оборудованных по последнему слову техники. Будут осчастливлены Бугуруслан. Абдулино, Новосергиевка, Кувандык. Медногорск, Акбулак.. Но…Предполагается, что за это счастье в кинозалах будет введена квота: российского кино должно быть не менее 50%. Что это будет за кино, откуда оно возьмется- никто еще не задумывался. Обнадеживает, что в ближайшее время ожидается настоящий парад российских кинопремьер: «Экипаж», «Викинг», «Время первых», «Вакантна жизнь шеф-повара», «Тряпичный союз», и ряд других. Но поверьте, это лишь капля в море. К тому же, настоящее большое кино, получающее призы и награды от Канн до Берлина, вряд ли будет выпущено массовым тиражом. И фильмы, которые прогремели во всем мире, вряд ли станут достоянием зрителей Акбулакского района. Напомню некоторые из них: «Бумажный солдат» А. Германа-младшего и его же «Под электрическими облаками», «Испытание» А. Котта, «Ангелы революции» А. Федорченко, «Орлеан»  Андрея Прошкина, «Пионеры-герои»  Натальи Кудряшовой . — да много их фильмов, которые российский зритель не видит по определению. Хотя… Есть ведь DVD, и Интернет-ресурсы не иссякли. Да, но фильм в кино, где рядом не жующая поп-корн публика, а сосредоточенные лица думающих людей –это мы точно потеряли. И никак не могу представить массовый показ всемирно признанных шедевров, например, «Фауст» Сокурова или «Трудно быть богом» Германа старшего.

В год кино оренбуржцы станут участниками более 400 мероприятий – бодро отрапортовали представители власти. Это хорошо. Возможно, что это поможет российскому кино хоть на самую малость приблизиться к кино советскому.