f ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ рассказали об экзамене по истории
РИА «Оренбуржье»
,
Образование
8 февраля 2018, 18:21

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ рассказали об экзамене по истории



Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающий контрольные измерительные материалы (КИМ) для участников ЕГЭ, подготовили новую серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждет на экзаменах. Открывает серию публикаций рассказ о предмете по выбору – истории.

Единый государственный экзамен по истории является экзаменом по выбору. Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие.

Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается.

Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведенной точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения.

В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времен до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ. Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11.

В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме.

Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексных характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие.

В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развернутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развернутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трех периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду.

Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте.

При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразумевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что, чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения.

При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью данного факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения.

При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») приняты критериями оценивания не будут, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»).

При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку.

Успешная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по истории невозможна без усвоения знаний по истории: фактов, событий, явлений, исторических личностей, важнейших причинно-следственных связей. Необходимо учесть, что на эффективность запоминания материала огромное влияние оказывает наличие у выпускника интереса к изучению истории. Если выпускнику интересна история, то он сможет подготовиться к экзамену более успешно, чем тот выпускник, который учит предмет исключительно ради поступления в вуз. Хорошо сдаст экзамен тот, кто любит историю и учит ее.

0 комментариев
14:35 / 22.02.2018

Вопрос отсутствия родильного дома в Медногорске жительницы востока Оренбургской области вновь подняли из-за случившегося на днях инцидента - женщина родила в машине «скорой», не доехав несколько метров до Кувандыкской больницы. 

16:33 / 23.02.2018

Депутаты Законодательного Собрания утвердили изменения в областной бюджет на 2018 год. О том, с чем связана корректировка главного финансового документа, рассказала председатель комитета Заксоба по бюджетной, налоговой и финансовой политике Жанна Ермакова.

Выборы президента
17:57 / 19.02.2018

По данным компании «Медиалогия» Региональное информационное агентство RIA56 стало самым цитируемым изданием Оренбургской области. RIA56 завершило 2017 года почти с трехкратным отрывом от второго места. 

12:33 / 23.02.2018
Начало 2018 года для Василия Семёнова, уроженца села Самаркино Асекеевского района Оренбургской области, ознаменовалось важным событием — он был награждён медалью «Участнику военной операции в Сирии».
15:50 / 22.02.2018

Двое оренбургских школьников стали героями церемонии награждения от регионального ГУ МЧС. Спасатели вручили благодарственные письма двум девятиклассникам, которые активно помогали пострадавшим при пожаре в многоэтажке на улице Салмышской.

11:26 / 22.02.2018

У Амелии серьезные проблемы с дыхательной системой после перенесенной операции на пищевод. Помочь девочке могут только в Германии – обследование, операция и реабилитация там обойдется примерно в 3,5 миллиона рублей. Таких средств у семьи Орловых нет, и маленькая Амелия даже не подозревает, в какой она опасности.

10:43 / 22.02.2018

Рыцарь XXI века постоянно теряет носки, забывает купить гель для душа, грустит о закончившемся парфюме и тайно мечтает об отвёртке. Иначе как объяснить, что в преддверии 23 февраля в оренбургских магазинах эти товары расходятся, словно их резко перестали производить? Рассказываем, чем «приятно удивить» защитника Отечества.

17:05 / 21.02.2018

В Оренбурге прошел очередной бизнес-форум «Город – бизнесу, бизнес – городу». Ключевой идеей 13 собрания предпринимателей областного центра стало развитие человеческого капитала. К традиционной повестке дня, включающей вопросы поддержки бизнеса, государственно-частного партнерства и развития города, добавился блок образования и науки.

08:05 / 20.02.2018

МАК завершила расшифровку бортовых самописцев самолета Ан-148, разбившегося 11 февраля в Подмосковье. Основной версией названо обледенение приемников полного давления. Каким образом авиасудно потерпело крушение, пытаются смоделировать различные эксперты. Мнениями специалисты делятся с журналистами. Так в эфире «Пятого канала» авиаэксперт Михаил Привалов попытался объяснить происходящее на рейсе «Москва – Орск».

Архив портала