Оренбуржцы на Олимпиаде-1980: как это было

В 1980 году в организации XXII 

летних Олимпийских играх в Москве принимали участие оренбургские рабочие. В преддверии открытия зимних Игр в Сочи вспоминаем, как это было. 

33 года прошло с того времени, когда Павел Алексеевич Фомин, тогда водитель Медногорского пассажирского автотранспортного предприятия, участвовал в обслуживании гостей ХХII Летней Олимпиады в Москве. Конечно же, не один: более 20 медногорских водителей, слесарей, диспетчеров отправились в середине июля в столицу. Некоторых из тех, кто обслуживал гостей московской Олимпиады, уже нет в живых, но коллеги тепло вспоминают о них.

Очень символично, что ХХII Летние Олимпийские Игры впервые проходили на территории Восточной Европы и в социалистической стране. А через 33 с лишним года Олимпиада вернулась к нам, в Сочи, где сегодня, 7 февраля, откроются ХХII зимние Олимпийские Игры.

Павел Алексеевич вспоминает, как 13 бригадиров из разных городов Оренбургской области отправились знакомиться с предолимпийской Москвой, как рассматривали её улицы, площади, дороги, гостиницы, вокзалы, аэропорты, как тщательно изучали схемы движения общественного транспорта. За полтора месяца водители многому научились. На память приходят также поездка во Львов за новенькими «ЛАЗами», тщательная подготовка их к дальней поездке, серьёзная диагностика в Оренбурге и колонна из более чем ста оренбургских автобусов, которые были направлены в Москву.

Ехали в олимпийскую столицу и очень боялись, как и что будет: город большой, интенсивное движение, нескончаемый людской поток. Прибыли в Москву за неделю до открытия Олимпиады, по много раз проезжали все маршруты, снова изучали карты, повторяли Правила дорожного движения и верили: всё будет хорошо. Стоянка №21 Оренбургского транспортного управления, куда входила и бригада №9 (бригадир Павел Фомин), была оборудована рядом с остановкой метро «Каширская», а жили медногорцы в общежитии института легкой промышленности, на Котельнической набережной, откуда рукой подать до Красной площади. Выдали им по два костюма, две рубашки, фуражку. В парадной форме водители были похожи на лётчиков гражданской авиации.

На снимке: медногорские водители на Красной площади в 1980 году.

Дисциплина в бригаде была железная, уровень организации соревнований и культурной программы – высокий, работники правоохранительных органов несли свою службу круглосуточно. Иначе было нельзя: международная обстановка сложилась непростая, более 50 стран бойкотировали московскую Олимпиаду из-за введения в 1979 году советских войск в Афганистан.

— Так как мы были не гостями, а работниками, обслуживающими Олимпиаду, времени на отдых оставалось мало, — рассказывает Павел Алексеевич Фомин. – Я побывал только на одних соревнованиях, в основном, мы их смотрели по телевизору, если представлялась возможность. А вот олимпийского Мишу на закрытии Олимпиады мы увидели очень близко, из окон наших комнат в общежитии. Чувство непередаваемое!

Медногорские водители очень старались, и за большой вклад в дело развития автотранспорта общего пользования и образцовое обслуживание советских и иностранных туристов Олимпиады-80 они и бригадир Павел Алексеевич Фомин были награждены Почётными грамотами Министерства автомобильного транспорта РСФСР и ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог.