В Оренбургском УФАС рассказали о незаконной рекламе на знаках дорожного движения

Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова рассказала в интервью RIA56 о незаконной рекламе на знаках дорожного движения и их опорах.

— Существует понятие рекламы на знаках дорожного движения и информации на знаках маршрутного ориентирования. В чем отличие?

— Запрет на размещение рекламы схожей с дорожными знаками, на дорожных знаках их опорах и иных конструкциях, предназначенных для регулирования дорожного движения установлен законом «О рекламе». Кодекс об административных правонарушениях предполагает ответственность за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками и размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. Данный запрет касается исключительно рекламы, направленной на привлечение внимания к конкретному товару, услуге, а не информации с целью ориентации и указания направления движения.

При этом, законодателем допускается размещение информации о наименовании организации, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация таких информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа и при наличии соответствующего разрешения ГИБДД. Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, то такое сообщение не является рекламой. Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

— Кто может размещать рекламу таким способом?

— Подобную рекламу вправе размещать физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Законом о рекламе данные категории лиц отнесены к рекламодателям и рекламораспространителям. В производство Оренбургского УФАС России часто поступают материалы о рекламе, которую размещают предприниматели из иных регионов с целью продвижения своих товаров или услуг в нашем регионе. Так, например, в Бугуруслане на опоре светофора была размещена реклама выставки «Движущиеся гиганты ледникового периода». В Орске на пешеходном ограждении размещалась реклама гастролирующего цирка зверей. Нередко встречается реклама, которая схожа со знаками дорожного движения.

— Как действует Оренбургское УФАС России в случае выявления подобного нарушения? Только антимонопольный орган выявляет и пресекает такие нарушения или существует взаимодействие в данном вопросе с другими органами?

— В соответствии с законом ФАС рассматривает дела о таких нарушениях. Однако выявить и зафиксировать факт размещения рекламы на дорожных знаках имеют право и органы внутренних дел (зачастую ГИБДД). Соответствующие протоколы об административном правонарушении направляются в Оренбургское УФАС России.

— Какое наказание предусмотрено за размещение рекламы на дорожных знаках и их опорах?

— Согласно КоАП РФ установлено, что размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 2000 до 2500; на должностных лиц — от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

— Наказание рублем за размещение подобной рекламы – это, пожалуй, лишь малая часть последствий в отличие от того, как эта реклама влияет на дорожное движение?

— Безусловно, размещение такой рекламы, в первую очередь, небезопасно для участников дорожного движения. Водители и пешеходы должны быть максимально внимательны на проезжей части, на тротуарах. Там, где порой необходимо за доли секунды сориентировать свое поведение на дороге согласно дорожным знакам, реклама на них может отвлечь и спровоцировать ДТП.