Как Оренбург превратился в звук: в драмтеатре показали «Спектакли-невидимки»

фото: Иван Анисимов

В песне «Скажи, что я её люблю» группы «Сплин» есть фраза, наиболее точно характеризующая происходящее в Оренбурге 20 и 21 марта: «Я превращаюсь в звук». В эти дни в драмтеатре показывали «Рождественские истории» столичного проекта «Спектакли-невидимки», в котором приняли участие слабовидящие дети нашего города. А зрители наслаждались искусством только через слух, обоняние и осязание.

Невозможное – возможно, даже за три дня

Посещение театра начинается с неожиданности: вместо одного заявленного спектакля зрителям представят два. Перед «Рождественской историей», по словам организаторов, покажут уникальную, экспериментальную постановку «Человек Луны», подготовленную в Оренбурге за три дня. А актёры – дети с нарушением зрения из школы-интерната №2.

Этим можно объяснять суматоху на втором этаже театра. До официального начала почти час, а в фойе уже снуют переживающие родители. У кого-то ребёнок впервые участвует в подобном проекте, что очень волнительно. Ещё и камеры, зрители – всё, как на настоящем спектакле.

— В спектакле участвует наша дочка Маша, – рассказывают Татьяна и Николай Федяевы. – Все выходные только о «Человеке Луны» и говорила! Она восхищена тем, что происходит, её вдохновляет общение с профессиональными актёрами, режиссёром. А сценическая атмосфера… Маша волнуется: вдруг что-то не получится? Но мы в неё верим и всегда верили.

Маша буквально болеет театром, хочет связать свою жизнь с ним. И опыт участия в экспериментальном спектакле – бесценен. Было сложно, но безумно весело и интересно. Сейчас она вместе с остальными ребятами – а всего семь актёров – репетирует. Постановщик Ярослав Жалнин помогает ребятам справиться со стрессом, поправляет, если кто-то забыл слова, напоминает, когда нужно встать и куда именно пройти. «Если кто-то растеряется на спектакле, забудет реплики – поднимите руки!» — говорит он, расставляя детей. Но никаких заминок зритель не увидит: маски, пока ещё разложенные на стульях, скроют все огрехи и погрузят зрителей в мир звуков.

— «Человек Луны» – эксперимент, потому что я не знаю, что бы кто-то делал подобное за пару дней. У нас в актёрском составе среди детей половина незрячих, половина – слабовидящих, и ведь нужно ребятам рассказать, где будут сидеть зрители, где они сами будут стоять, откуда пойдёт свет. Мне, как актёру, нелегко это передать, тем более, многие вообще не представляют сцену, — делится переживаниями Жалнин. – Но работать интересно, потому что пытаешь погрузить детей в абсолютно новую атмосферу и, что самое важное, передать её зрителям.

По словам актёра, сначала были смешки и непонимание, но когда юные артисты поняли, что могут реально сделать что-то интересное, с воодушевлением погрузились в работу. В процессе совместного творчества Ярослав Жалнин открыл для себя много нового и нашёл ответы на вопросы профессионального характера. Например, как звучит космос? Как звучит!

Режиссёр или педагог-постановщик Екатерина Негруца так же признаёт, что дети с нарушением зрения – особенные, необыкновенные, они учат быть внимательнее к окружающим. А ещё такие ребята – творческие затейники: так как окружающий мир они воспринимают чаще всего через слух, нередко имитируют диалоги, озвучивают диалоги придуманных, фантастических историй. Это необычно и непривычно.

Создавая космос

Ребята-актёры в последний раз прогоняют спектакль: остаётся отрепетировать вход в зал. Суеты и волнений всё больше, но за десять минут до старта, кажется, беспокойство улетучивается. Дети подходят к родителям, охотно дают интервью и с вдохновением рассказывают о спектакле, о театре, о роли, о мечтах и работе со столичной командой.

Кстати, «Человек Луны» поставлен по рассказу слабовидящей девочки из Саратова Алины Барсуковой. Несмотря на юный возраст автора, текст получился глубоким и философским, а спектакль… всему своё время.

Показ «Человека Луны» и «Рождественской истории» стал возможен, в частности, благодаря благотворительному фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Как отмечает министр культуры и внешних связей области Евгения Шевченко, сотрудничество Оренбуржья и фонда «измеряется годами и большими проектами».

— Хорошо, что проекты разнообразные, на любой, даже самый взыскательный вкус, на разную аудиторию, — продолжает министр. – «Спектакли-невидимки» приезжают в Оренбург во второй раз, первый их приезд запомнился, вызвал большой интерес и отклик. Отдачу от проекта получат все, но мне кажется, это создаётся и для нас, чтобы мы могли лучше понять людей с нарушением зрения.

Несколько минут до начала. Небольшой зал на 60 зрителей – дети из школы-интерната №2 и члены регионального отделения всероссийского общества слепых – полон. Для того, чтобы не разрушить магию спектакля, слушателям предлагают надеть маски. Несколько секунд, и – темнота. Звучит по-настоящему космическая, наверное, с непривычки зловещая музыка – ханг и синтезатор. Кто-то из ребят не просто играет на инструментах, но и изображает звуки. Всего слышно три голоса: автор (Ярослав Жалнин) и два героя – человек с Луны и землянин.

«-Неужели на вашей планете есть такая красота?

В этот момент я совершенно опешил. Я не знал, кого из нас двоих считать сумасшедшим. Я изо всех сил напряг глаза, сильно зажмурил глаза и открыл их несколько раз, но ничего, кроме мальчика и серой пустыни вокруг так и не открылось моему взору…»

Не только актёр, но и ребята звучат профессионально: правильные интонации, паузы, поставленный, как это было возможно за три дня, голос. Они погружают в спектакль, заставляют чувствовать.

Через 15 минут зрители – точнее, слушатели – снимают маски и видят перед собой юных актёров, благодаря которым они представили космос, Луну и приоткрыли для себя новый мир.

«Рождественские истории» с запахом жареного гуся

Настоящее открытие новой Вселенной – впереди. «Рождественские истории» по Чарльзу Диккенсу – третья постановка проекта «Спектакли-невидимки», представленного в 34 городах России

— Наш проект независимый, он существует 4 года. Всё это время мы работали над разными направлениями. Начинали с того, что делали спектакли для незрячих, а потом показывали для всех зрителей. Большую часть информации наш мозг воспринимает визуально, и часто по картинке принимает какие-то решения, не дослушав собеседника. Надевая маску, человек отключает эту «решалку» и погружается в мир звука, — объясняет руководитель проекта Ксения Дмитриева.

Режиссёр «Рождественской истории» Семён Филиппов считает, что спектакль производит колоссальный эффект. Он сам когда-то посмотрел «невидимку» «Чучело», вдохновился проектом и согласился на авантюру – постановку нового спектакля.

— В «Рождественской истории» есть, где развернуться фантазии зрителя. Но ставить очень сложно, самое главное для режиссёра – дать волю своей интуиции, — рассказывают Филиппов. – Здесь зритель не влияет на сюжет, он становится сенсором, через который сюжет проходит. Мы не только воздействуем звуком, но и подключаем все органы чувств.

Колоссальный опыт получают и актёры: мало того, что многие из них впервые освоили тот или иной музыкальный инструмент, так и в ходе работы пришлось отказаться от жестикуляции. Как признаётся актёр Кирилл Монаков, лишние движения отнимают энергию, а возникающие логичные паузы нужно чем-то заполнять.

Перерыв между «Человеком» и «Историей» проходит. Зрители – а к ним примкнули ребята-актёры – снова надевают маски и погружаются в настоящую вселенную чувств. Потому что в постановке задействованы ещё и запахи, тактильный ощущения.

Слушая знакомую историю о трёх призраках прошлого, настоящего и будущего, встретившихся на пути главного героя, попадаешь в волшебный мир звуков: интонации, паузы, голоса. Внешность артистов пока ещё не знакома, но то, что рисует воображение, – прекрасно. «Я превращаюсь в звук…»

Как вдруг – лёгкое дуновение ветра. Топот толпы. Изменение направления звука. Слышно, что актёр двигаются. А потом слышен запах… мандаринов? корицы? жареного гуся? И даже неприятный, липкий, трупный запах – нос зрителей не щадят. Это производит неизгладимое впечатление. И только, казалось бы, привыкаешь к этому, как вдруг тебя касается полотно, а потом резко дёргается стул.

Буйство воображения, фантазии. Это больше, чем аудиокнига, это больше, чем привычный театр. Конечно, не рекомендуется открывать глаза во время выступления, но стоит хотя бы во второе посещение. Потому что под слышимым кроется ещё один важный пласт – работа команды.

По залу, между рядами то и дело бегают артисты – даже режиссёр! – распыляют чудно пахнущие духи, машут массивными пластинами, чтобы создать дуновение воздуха, брызгают в сидящих водой. Они постоянно в движении, каждый их шаг отточен и размерен. Это – невидимая команда, создающая сказку. А ещё, если отвлечься от них, видишь, как ведут себя актёры: несмотря на то, что их не видят, они играют.

И только «Рождественская история» подходит к концу, как волшебство убирают. Отстёгивают вентиляторы, помещают в коробку все флаконы и специи, в общем, заметают следы кропотливого труда. И, как ни в чём не бывало, будто и не бегали полтора часа, кланяются зрителем. А зрители кричат, не сдерживая эмоция: «Спасибо! Браво! Гениально!»

— Восторг! Я не ожидала такого. Слушала аудиокнигу «Рождественская история», и мне показалось, что это такая тягомотина. Еле дочитала. А здесь актёры так это представили! Хотелось, чтобы длилось, длилось, длилось и не заканчивалось. Музыка, акустика, разные голоса. Я была как бы внутри произведения, — делится впечатлениями Галина Болквадзе. – Мне кажется, даже зрячему человеку будет интересно закрыть глаза и послушать. Спектакль ощущается ушами, телом, обонянием. Это просто гениально!

***

В песне группы «Сплин» «Скажи, что я её люблю…» есть такая строчка: «Я превращаюсь в звук». Кажется, что все и всё после «Рождественской истории» превратится звук. И, пожалуй, запах. Даже по возвращении домой так и ждёшь, что театральные волшебники проложит дорогу «спелыми мандаринами» и «жареным гусем».