Сергей Рапопорт: В Оренбуржье есть, где развернуться большому кинематографу

фото: Карэн Эгнатосян

Оренбургская область может стать местом съёмки российского боевика: на несколько дней в степную столицу приехал столичный продюсер Сергей Рапопорт, чтобы оценить кинематографический потенциал города. О фильме, интересных локациях и казаках он рассказал RIA56.

— Хотя информация о новом проекте держится в строжайшей тайне, вы можете рассказать о готовящемся фильме?

— Жанр, на мой взгляд, крайне интересный и абсолютно не используемый в российском кино, — комедийный или ироничный боевик. Достаточно сложный жанр в плане исполнения: нелегко балансировать на грани иронии и не впадать в откровенную комедию, и в то же время не оказаться совсем не смешным. Боевик снимается тяжело, но ироничный должен быть лёгким.

Важно: это абсолютно пророссийское кино, патриотическое, для российской аудитории. Но фильм рассчитан на запад. Я называю его троянским конём: близкое для наших зрителей, но воспринимаемое и за рубежом. А ещё фильм – это поиск национального киногероя, за которого не было бы стыдно. На западе, благодаря комиксам, их много, а вот в России…

Кстати, план и сценарий готовы уже как два года. Тогда мы делали тестовые съёмки, занимались разработкой проекта, постепенно приходили к пониманию, что именно нам нужно. Взяли время для поиска локаций, подбора актёрского состава. Этим мы сейчас занимаемся, в том числе и в Оренбурге. По секрету скажу, что в нашем фильме будут западные актёры.

— Оренбург, конечно, сердце Евразии, но как Вас занесло в наш город?

— Мы с сопродюсером в городе уже 3 дня, и самый задаваемый вопрос: «Как Вас занесло в Оренбург?». Я не совсем понимаю, почему вы так говорите о своём регионе,  складывается ощущение, будто это какой-то край света. Мне за вас обидно! Оренбург же не обделен событиями, к вам всегда кто-то приезжает, на афишах – имена известных артистов. Даже Денис Мацуев даёт концерты…

— Перефразирую: как вы оказались в нашем городе?

— Иногда так складываются обстоятельства, когда вдруг, совершенно случайно, оказываешься в новом месте. Я приехал в гости к вашему земляку, двукратному чемпиону мира по русскому бильярду Павлу Меховову. И эта частная поездка переросла в нечто большее. Мне предложили осмотреться, вдруг найду интересные места, локации – варианты съёмок.

Обычно так и бывает: неожиданно находится место, которое мало кто снимал и о котором мало кто знает, и оно с точки зрения продюсера на собственный проект оказывается интересным и важным. 

Главное в работе продюсера – найти нечто такое, что редко найдёшь где-то ещё. И если это нечто вдалеке от центра, то потом к нему прирастают дополнительные локации: коль уж надо поехать сюда поснимать, то нужно снять и что-то ещё. Так и рождаются необычные съемочные места.

— А какие подобные места с кинематографическим потенциалом Вы нашли в Оренбурге?

— Вы, наверное, сами прекрасно знаете, что в городе есть замечательная улица Советская с необычной архитектурой – здесь можно снимать красивые сцены, и ничего не нужно выдумывать, достраивать. К тому же, Советская очень удобна для съёмок: она широкая. Таких улиц с такой архитектурой мало, и если они есть, то узкие. Ещё неплохая набережная, Бузулукский бор.

— Вы были в Бузулукском бору?

— Я проезжал мимо него во время прошлого визита, в самом бору не был. Но когда появилась возможность, посмотрел в интернете картинки и понял, что он исключителен.

Я говорил, что важно найти объект, который, может, и не часть мирового достояния, но за него хочется зацепиться. Например, нам была нужна скала с хорошим панорамным видом и удобным подъездом – это важно для кинематографистов. Я такую скалу нашёл здесь, показал ее локейшн-менеджеру и режиссёру. Может, это и будет тот объект, ради которого мы приедем. Но мы не можем позволить приехать только из-за одного объекта, потому ищем поблизости другие.

— И ещё в области есть свои «моря»: озеро в Соль-Илецке, Ириклинское водохранилище…

— Знаю, смотрел в интернете. Ещё туда не добрался. Но мы изучим здесь всё, выжмем из области всё, что можно взять для съёмок.

— А оренбургские бескрайние степи могли бы быть задействованы в боевике?

— В нашем случае вряд ли. Приоткрою завесу тайны: действие картины разворачивается в 3 странах, наша задача – найти, не выезжая из страны такие места, чтобы снять Россию, Норвегию и Швецию. Природа Норвегии и Швеции может быть снята и в Оренбурге. Скалистости, реки, леса…  Наш оператор специально ездил по Норвегии два года назад.

Так что даже если снимем бор, то не назовём его Бузулукским. Но сам факт присутствия съёмок в области – важная стимулирующая новость, это интересно для оренбуржцев. В титрах поблагодарим жителей, администрацию, конкретных людей, если нам кто-то поможет персонально.

— Вернёмся к городскому пространству. Да, наша Советская – маленький Арбат. Но архитектура старинная, а фильм, вроде бы, современный…

— Да, фильм современный. Но мы же ходим по улице в окружении старинной архитектуры и рады тому, что видим. Вопрос не в этом. Во-первых, мы же прекрасно понимаем, что кино – некая условность, где можно представить всё, что угодно. Снимать один объект – выдавать за другой, снимать одно, имея в виду совершенно другое. Это магия. Так что нет никаких ограничений, в первую очередь должна быть красивая незаезженная картинка.

Например, в «Мосфильме» есть красочные декорации старой Москвы, в них сняты десятки фильмов. Это очень универсальная декорация, одни и те же дома. Новая локация – это свежо, киношники всегда ищут подобные места. Это заметно ярым поклонникам кино, которые легко узнают известные объекты. Если вы снимаете кино про Париж, то  обязательно в кадре будет Эйфелева башня – своеобразный набор штампов. Это неплохо, но важно находить новые картинки. Мы снимаем большое кино, и хотелось бы, чтобы оно выглядело неизбито.

— Но есть в нашем городе и не очень гармоничные места, выбивающиеся из общей архитектурной среды. Вы даже, наверное, видели недострой в центре города. Как быть в такой ситуации во время съёмок?

— Какой хороший кинематографический вопрос! Ещё раз повторю, что кино – магия. Наверное, в конечном итоге это не дело продюсера. Продюсер – Наполеон, показывающий стратегическое направление. Приедут специально обученные люди, локейшн-менеджеры, отвечающие за подготовку объекта, приедут оператор с режиссером, если до этого дойдёт. Приедут, посмотрят, решат, что подходит.

Кроме того, есть компьютерная графика, и всегда можно что-то поправить. А ещё нам сказали: «Если вам будет нужно, мы что-нибудь разрушим, поможем перепланировке города».

— То есть у Оренбурга есть реальный шанс попасть на большой экран?

— Конечно. Но всё не так просто, решение о городе съёмок связано с финансовой стороной вопроса. Нужно посчитать, насколько выгодно снимать здесь, удобно ли с точки зрения кинопроизводства. Есть препятствия, барьеры.

Для российского кино важна посильная помощь от регионов, местных органов власти, бизнесменов. Большие бюджеты непросто осваивать. И любая поддержка или внимание прессы не будет лишним.

Сейчас мы ведём здесь переговоры с коммерческими организациями, с министром обороны. Есть возможности и объекты, интересные для кино – об объектах министерства обороны не расскажу, это секрет.

— Оренбуржцы смогут попасть в массовку?

— Конечно. Нам на телевидении предложили устроить кастинг среди профессиональных актёров, так что массовка – пожалуйста.

— Насколько я знаю, вы в городе уже третий день. Чем вы занимались?

— Помимо того, что мы успели посмотреть интересные объекты, просто поездили, знакомились с людьми. Мы много общались с прессой, кто-то узнал о нас и тут же появился интерес. Это хорошо, будем считать, что часть миссии (пиар-акция) выполнена. Нам важно, чтобы люди знали, что планируется. Появился интерес, обсуждения. Ждём результатов.

— А потенциальных спонсоров здесь нашли?

— Это не являлось главной целью. Главное – найти единомышленников, не обязательно спонсоров. Любые финансовые возможности, меценаты, инвесторы… Дело не только в этом. Должно быть желание, административная помощь. Всё должно сойтись.

Я не говорю, что приехал сюда в надежде найти много денег. Будет так – хорошо, почему нет? В проекте всегда не хватает средств. Повторюсь: результаты будут позже, но понимание в городе мы уже нашли.

— Каким городам ещё вы проводили «кастинги»?

— Мы были в Иркутской области, там замечательные места, просто исключительные. Но, мягко говоря, немного далековато. Были в Карелии. Изучали Подмосковье. Думаем, если получится с Оренбургом, то в фильме будет, условно говоря, ещё один регион России и Москва.

— Куда планируете поехать в поисках локаций?

— Всё спонтанно. У меня нет никакого плана. Просто нам всем повезло: я оказался здесь, а вы берёте у меня интервью. Я никуда специально не поеду. Будем снимать здесь, если не сложится, значит, возьмём на карандаш ваши достопримечательности и людей.

Я не могу единолично принимать решения, но как профессионал могу авторитетно заявлять: всё, что я для себя выбрал – интересно.

Фильм будем снимать в следующем году, место съёмок станет известно в ближайшие месяцы.

— А если абстрагироваться от кинопроизводства: что лично Вас зацепило в Оренбурге?

— Я точно не могу сказать. Мне нравится то, что я не чувствую себя где-то далеко от своего обычного ареала обитания. Меня удивило, что здесь ничего не режет глаз: хорошие, приятные люди, архитектура, близкая мне. Может, это из-за того, что мне здесь рады. 

— Небольшой блиц как гостю города: пуховый платок с собой увозите?

— Слушайте, нет. Мы до этого не дошли, платки – заключительная часть поездки. Я бы не забыл, но спасибо, что напомнили!

— А солёные арбузы пробовали?

— Разве арбузы созрели?

— Просто у нас в Соль-Илецке созревает много арбузов, вот мы их засаливаем. Как огурцы.

— Нет, не пробовал. Даже не знал об этом, представляете!

— И последний вопрос: казаков видели?

— Про казаков знаю, видел одного. Очень колоритный товарищ, подумал, что нам на съёмках пригодятся такие типажи…

— Спасибо! Надеюсь, через несколько месяцев мы будем говорить о безоговорочных съёмках в Оренбурге.

После встречи с Сергеем Рапопортом по-особенному, через призму возможного боевика смотрится на Оренбург. Знакомая улица обрастает легендами: вдруг вот здесь, в Доме офицеров, будет штаб-квартира главного героя? Или в «Гостином дворе». Может, как-нибудь привлекут к съёмкам здание бывшего лётного училища. А вот набережная: вдруг злодей, загадочно смотря в даль, будет рассуждать о захвате мира, пока под его ногами неспешно течёт Урал…  

Сергей Рапопорт – столичный продюсер, работал над сериалом «Десантура», мультфильмами «Как поймать перо Жар-Птицы», «Снежная королева», «Пиноккио» и «Последний человек Атлантиды».