Начали блюзом, сразили джазом. В Оренбурге стартовал фестиваль «Евразия»

Сотни жителей Оренбурга попали в джазовый плен: 20 октября было крайне трудно вырваться из филармонии раньше, чем закончится первый концерт международного фестиваля «Евразия». То искромётный блюз от группы «Федулова», то глубокие и чувственные импровизации от «Круглого бэнда» – искусство не отпускало.

Международный джаз-фестиваль «Евразия» имени Юрия Саульского проходит в Оренбурге уже в 21-й раз. Он позволяет жителям «степной столицы» насладиться творчеством мировых звёзд, не выезжая за пределы города. К сожалению, финансовые трудности не обошли его стороной: год назад вместо трёх концертов прошло два, а в 2017-м могли привезти меньше групп. Но благодаря поддержке министерства культуры региона программа не изменилась. Об этом рассказывает генеральный директор джазового центра Саульского Татьяна Саульская.

— Этот год был тяжёлым, стране было не очень легко, что отразилось на всём: на коллективе, на подборе, даже в зале есть несколько свободных мест. Я думаю, что потому, что вы любите большие оркестры, а мы не написали об этом. Тогда бы зал был бы полон, — отмечает она. – Без вашего министерства культуры и министра Евгении Шевченко многое бы не получилось. Она нам очень сильно помогла. После кинофестиваля 30 августа я с ней разговаривала, нам удалось договориться по поводу ещё одного коллектива. У вас очень душевное начальство!

Вице-губернатор – заместитель председателя правительства по социальной политике Павел Самсонов, поприветствовав гостей и участников, заверяет: «Евразию» ждёт большое будущее, и правительство, губернатор, министерство культуры и филармония сделают всё возможное и невозможное, чтобы фестиваль жил долго.

«Ну вот мы и дома!» – в 21-й раз говорит бессменный ведущий джазового праздника Владимир Каушанский. И звучит музыка – привет из далёкой Камчатки, откуда родом солистка группа «Федулова» Ксения Федулова.

— Владимир всегда так представляет, что можно просто выйти на сцену, поклониться – и зал будет неистовствовать, — смеётся солистка. Она уже во второй раз выступает на фестивале, и очень любит наш город за безумный энергетический заряд.

«Федулова» представляет на оренбургской сцене новую программу «Весь этот блюз». Почему весь? Да потому, что это направление многогранно и несёт гены плантации Луизианы и рока. Первые звуки – и грусть, тоска и меланхоличная задумчивость уходят, оставляя место драйву и…танцам.

Поразительно, что джаз-фестиваль, проходя на классической площадке – филармонии, не исключает танцы. Потому что трудно не начать еле слышно отбивать ритм ногой, в такт постукивать по коленям и качаться из стороны в сторону. Своеобразный аккомпанемент. Особо эмоциональные зрители даже выходят к сцене – во время инструментального блока – и отдаются музыке без остатка.

Ксения Федулова дарит залу столько энергии, что её хватило бы на освещение целого микрорайона. И дело не только в музыке: каждый зритель ощущает любовь девушки к слушателям, уважение. «Я люблю тебя, Ксения!» – кричит поклонник. А она, ни на секунду не сомневаясь, отвечает: «Я тоже тебя люблю!».

— Сейчас я сыграю английскую, блюзовую интерпретацию песни «Женское счастье – был бы милый рядом». Что-то вроде: «Руки прочь от моего мужчины!» — Ксения Федулова кратко и в своей искромётной манере анонсирует номера. Когда дело доходит по композиции Юрия Саульского «Не отпускай», она признаётся, что плакала во время подготовки.

Русскоязычные «Прощай, моя боль» и «Она грустит не о нём…» сменяются английскими песнями. На знакомых «Буги Вуги» зал взрывается, и ещё раз, не менее сильно – на «Voodoo Child». А ещё искренне смеётся, когда выходит бабаранщик и отбивает ритм на ближайших предметах — от гитары до микрофона.

— От зрителей энергии приходит в троекратном размере. Всё зависит друг от друга. Как дал, так и получил. Всё честно, — признаётся Федулова. – Мы всегда готовимся к подобным фестивалям с предвкушением. Это самый тёплый город, который принимает тебя сразу. Люди чувствуют, врёшь ты или нет. С каждым годом оренбургский зритель становится всё лучше. Я вышла за 15 минут до начала концерта, а там нет толпы. Вдруг будет зал неполный? Но в зале почти не было свободных мест! Какая слаженность, за 15 минут всех посадить и начать.

«Весь этот блюз» на сцене сменяет джаз от «Круглого бэнда». Взрыв, заряд и игривость сменяются глубокой задумчивостью и обострением чувств. Здесь уже музыка без слов, и тем она прекраснее – ведь слова такие конкретные. Абсолютный полёт фантазии и вдохновения.

Мини-оркестр на оренбургской сцене представляет… русский джаз. Почему-то многим трудно представить, как можно объединить разные культуры, импровизацию с народными традициями и какой-то особенной тоской. Но это возможно и это прекрасно.

Звучат сочинения российский композиторов, например, участника группа Ростислава Кочетова. «Паровоз блюз» «Тапистри №7», слушая который, представляешь детектива, преследующего таинственного преступника. Перепады в мелодиях, тонкие мотивы и слаженная игра. Любой посторонний звук, будь то шелест страны или шуршание одежды соседа, отторгается.

«Сон» бывшего трубача коллектива Игоря Широкова в очередной раз доказывает, что существование русского джаза возможно. Унылый мотив навеивает картину суровой пушкинской метели и зимней безнадёги, от которой помогает скрыться следующая композиция. «Блюз Ильича».

— Нет, это не к столетию революции. Услышите и поймёте, о чем мы, — объяснил солист Алексей Круглов. И действительно, композиция посвящена не тому, чьи памятники стоят почти в каждом городе России, а… Чайковскому. Это становится окончательно понятно – зал даже чуть вздрогнул, изумлённый, на этом моменте – кода улавливаются известные интерпретированные мотивы «Лебединого озера».

Завершается первый день джаз-фестиваля уважением. «Круглый бэнд» дарит Оренбургу премьеру – исполняет «Татьянин день» Юрия Саульского. И в этот момент не верится, что ещё несколько минут – и всё. До следующего «Евразийского» дня.

Всё это стало возможно не только благодаря поддержке правительства области и министерства культуры, но и активному содействию друзей фестиваля. Так, более 10 лет Альфа-Банк является генеральным партнером «Евразии» и поддерживает выступления музыкантов с мировым именем. Иначе нельзя: праздник джаза – один из лучших социально-культурных проектов, визитная карточка Оренбуржья. И помогать ему развиваться – добрая многолетняя традиция Альфы.

Напомним, второй концерт фестиваля пройдёт 21 октября в 17:00. В этот день выступят Алина Ростоцкая и её ансамбль «JAZZMOBILE», Кармен Мокси с группой «Dynamic James». А завершит «Евразию» «Незабываемое» коллектива Владислава Кадерского.