Бугурусланский театр представил «Мертвые души» на фестивале «Гостиный двор»

Бугурусланский городской драматический театр имени Н. Гоголя, к сожалению, нечастый гость областного центра. Виной тому – далекое расстояние и отсутствие крупных фестивальных программ. Положение исправил VIII Международный театральный фестиваль «Гостиный двор», и вот единственный театр западного Оренбуржья приехал-таки в столицу фестиваля. Бугурусланцы представили спектакль «Мертвые души. Главы из поэмы Николая Гоголя».

Коллектив театра шел на определенный риск, ведь произведение русского классика – явление хрестоматийное, и хорошо знакомое путь не по театральным и киновоплощениям, то хотя бы по школьной программе. Но театр предложил свою версию событий, и она оказалась весьма интересной.

Режиссер-постановщик и автор инсценировки Владимир Сорокин, не мудрствуя лукаво, оставил от грандиозного гоголевского текста лишь историю поездок Павла Ивановича Чичикова по помещичьим усадьбам с целью приобретения умерших, но не внесенных в ревизские списки крестьян. Зрителю предстояло в который раз встретиться с давно известными личностями – Маниловым, Собакевичем, Ноздревым, Коробочкой и Плюшкиным.

В спектакль введен еще один персонаж – это собственно автор, Николай Васильевич Гоголь, который не просто комментирует происходящее, но и активно общается с главным героем – Чичиковым. Исполнитель роли «охотника за мертвыми душами», ведущий артист труппы Евгений Крилевец – молод, энергичен, и, кстати, чем-то похож на Наполеона (если помните, то городская молва приписала герою то, что он – не кто иной, как сбежавший из ссылки великий корсиканец).

Действие развивается стремительно, и вот, познакомившись на балу у губернатора со всеми интересующими его персонажами, Павел Иванович отправляется в путь. Хочется отметить грамотно поставленные сцены в губернском городе, и исполнение роли губернатора заслуженным артистом РФ Валерием Бурматовым. Но Чичиков – уже в гостях у сладкоречивого мечтателя Манилова. Здесь из всей характеристики этого помещика, данной Гоголем, оставлены лишь его реверансы с Чичиковым. Хотя, если задачей постановки было – показать всех персонажей-помещиков, то на долю каждого выделено совсем немного времени. Исполнитель роли Манилова – Сергей Зиновьев, убедительно изображает непроходимую глупость оного, в связи с чем его даже немного жаль.

Следующий помещик – фигура нарицательная. Это – Собакевич – любимый персонаж разоблачительных школьных сочинений. В исполнении Евгения Кузнецова, он полностью соответствует всем представлениям об этом персонаже. Кстати, когда Собакевич перечислял достоинства своих крестьян, среди зрителей прозвучала фраза: «Хороший хозяин, всё о крестьянах знает». А после сцены торга с Чичиковым – еще одна: «И счет денежкам знает». Так что хрестоматийные характеристики Собакевича, как угнетателя крестьян, рассыпались в прах.

И еще один персонаж вызвал в зале невольное сочувствие, хотя никак не должен был. Это – Плюшкин, которого сам Гоголь назвал «прорехой на человечестве». Но исполнение роли актером Сергеем Еремеевым проникнуто определенной долей участия к герою, который остался один-одинешенек в своем огромном имении и просто тихонечко сходил с ума от отчаянья.

А вот гуляка Ноздрев (актер Сергей Мавринский) никакого сочувствия не вызвал. Наверное, потому, что чем-то напоминал нынешних богатеев, у которых главным в жизни является, сколько он прокутил или проиграл в карты.

И, наконец, единственная женщина-помещица, тоже образ хрестоматийный – Настасья Петровна Коробочка. В исполнении Наили Сагдиевой главной характеристикой этого образа является беспросветная глупость, хотя стоит признать, что, судя по крепкому хозяйству и большому количеству покупщиков, приезжающих к ней, не так уж она и глупа, раз имение в порядке содержит.

Вот и проехал ушлый Павел Иванович Чичиков по помещичьим хозяйствам, приобрел достаточно «мертвых душ», чтобы получить за них в опекунском совете неплохие денежки, но подлец Ноздрев расстроил все его планы, и губернское общество, так радушно встретившее его в начале, в конце – указало на дверь. Вся эта финальная часть напоминает скороговорку, а гениальный авторский монолог: «Русь, куда ты несешься? Дай ответ. – Не дает ответа…», не прозвучал вовсе.

 Бугурусланский театр вполне достойно представил на фестивале ту категорию театров, которую называют «театры малых городов». У них нелегкая жизнь, и тот факт, что у театра есть новое прекрасное помещение, не избавляет коллектив от целого ряда проблем. Остается только надеяться, что со временем они исчезнут, а Бугурусланский театр, как гоголевская птица-тройка понесется вдаль, не зная горя и печали.