Частным перевозчикам нужен батл? Предприниматели готовят письмо в УФАС и Путину

фото: Сергей Медведев, RIA56

В Оренбурге обостряется ситуация вокруг проведения открытого конкурса на пассажирские перевозки. Предприниматели, работающие на маршрутах, заявили, что в документацию трижды вносились изменения. В администрации города нововведения объясняют безопасностью и удобством пассажиров. Перевозчики такое положение дел называют преступлением, город – обоснованным решением, сторонним наблюдателям все это больше напоминает передел рынка. Чем это грозит?

Ассоциация перевозчиков Оренбурга провела два заседания за месяц. На них присутствовало абсолютное большинство предпринимателей-транспортников, а также представители прокуратуры, эксперты ОНФ, общественные деятели и журналисты. Второе совещание намеренно сделали открытым. Вопросы, которые обсуждаются на повестке – едва ли не главные в дальнейшей работе городской транспортной системы.

Закрытый клуб

Первым и самым явным требованием частных перевозчиков стало вступление в городскую транспортную комиссию. Именно она сегодня занимается вопросами пассажирских перевозок в Оренбурге. Несмотря на то, что маршруты на 80% обслуживают частники, их представителей в комиссии нет. Зато в составе есть, например, члены комитета по имуществу администрации Оренбурга. Возглавляет комиссию председатель комитета Дмитрий Цветков.

Отметим, что комиссия – достаточно закрытый орган. Ни одно из заседаний ни разу не попадало в объективы камер СМИ. Решения публикуются постфактум на официальном портале городской администрации. Такое положение дел доминирующей на рынке перевозок стороне не нравится давно. У перевозчиков, по их словам, не спрашивают мнения и не дают отстаивать свои интересы.

– Для примера приведу вам Йошкар-Олу, где транспортная комиссия состоит из 20 человек, в их числе 8 частных предпринимателей. Возглавляет комиссию лично глава города, – отметил председатель Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин. – У нас же из 16 членов комиссии четверо – городские депутаты, двое – представители комитета по имуществу. Туда также входит директор муниципального пассажирского транспортного предприятия. И ни одного представителя от нас – частных перевозчиков.

Чтобы переломить ситуацию и заявить о себе, перевозчики написали письмо главе Оренбурга Евгению Арапову, надеясь на скорую реакцию.

«Чехарда» с конкурсом

Как бы ни критиковали работу городской транспортной комиссии, ее представители на заседание Ассоциации частных перевозчиков не явились. Не было на нем и Евгения Арапова, градоначальник сослался на плотный график и командировку. Не пришел к перевозчикам и начальник управления пассажирского транспорта Дмитрий Анисимов. Отвечать за мэрию, по сути, было некому. Диалога снова не случилось, хотя заявленные темы звучали остро и в присутствии представителей прокуратуры.

С сентября в Оренбурге объявлен конкурс на пассажирские перевозки. За два с лишним месяца в его документацию трижды вносили изменения. Последнее «нововведение» стало критичным. Сразу на пяти маршрутах «Газели» заменили на вместительные автобусы, которые в должном количестве есть только у муниципального предприятия. Частники, готовившиеся к открытому конкурсу, никак не ожидали таких перемен.

– К примеру, есть 14 маршрут. На нем было заявлено 37 единиц малой вместимости. Допустим, перевозчик машины купил и готовился к конкурсу, а теперь его «Газели» не подходят, потому что вместо них там прописаны маршрутки от 16 мест и большие автобусы в количестве 9 единиц. Перевозчик понимает, что он с этими «Газелями» поедет, но точно не на этот конкурс. И это даже риском назвать сложно, потому что риск – это когда он идет на конкурс и борется за свое право, а здесь сегодня сделано максимально все для того, чтобы перевозчики, которые готовились к участию в конкурсе, не смогли в нем участвовать, – говорит Фазуллин.

У перевозчиков нет возможности планировать и развиваться, вторит на заседании практически каждый. Стабильность и равновесие потерялись на дорогах города.

– У перевозчиков сейчас нет возможности, развиваться, никто не чувствует стабильности, – рассказала RIA56 руководитель организации «Пассажирский альтернативный транспорт» Елена Андрющенко. – Мы, конечно, должны развиваться эволюционно. Есть что-то плохое на маршруте – у нас есть ГИБДД и трудовая инспекция, нужно исправлять. Та обстановка, которая сейчас нагнетается, ни к чему хорошему не приведет. Другого транспорта, кроме частных перевозчиков, у города попросту нет.

Предприниматели жалуются и на то, что шкала, по которой будут оцениваться транспортные средства на конкурсе, никому не известна. Проект только-только заявили на сайте администрации.

– Конкурсная документация составлена так, что участвуя в конкурсе, мы до конца не знаем его условий, а узнаем их только тогда, когда заявки будут вскрыты. Разве это не нарушение? – сетуют перевозчики.

Батл за маршруты

Решение заменить «Газели» автобусами сразу на нескольких маршрутах город объяснил жалобами пассажиров. Согласно данным мониторинга, оренбуржцы хотели бы видеть на дорогах областного центра большие автобусы, пояснили в мэрии. Таким образом, получится снять напряженность в часы пик на проблемных маршрутах.

Версию напрочь опровергают частные перевозчики. По их мнению, выход на линию таких автобусов значительно продлит время ожидания на остановках. Кроме того, под сомнением итоги самого мониторинга.

– Мы работаем на маршрутах и видим ситуацию. Нет никаких оснований для того, чтобы вносить эти изменения в документы конкурса, – утверждает частный перевозчик Анастасия Андрющенко.

Между тем в прокуратуре утверждают, что до сих пор, несмотря на хор несогласных перевозчиков, протеста в администрацию на действия транспортной комиссии не поступило.

– Все принимаемые городом документы, касающиеся предпринимательской деятельности, в обязательном порядке проходят оценку регулирующего воздействия. Проверяются прокуратурой. Эти изменения в конкурсной документации как раз сейчас находятся в процедуре проверки. Вы можете направить письма в мэрию, что не согласны с ними. Я, к сожалению, констатирую, и не раз, что наши предприниматели данным правом не пользуются, – подчеркнула старший помощник прокурора Оренбурга Галина Назмутдинова. – Ваши сегодняшние претензии уже переданы в региональный УФАС, ведомство разберется, были ли нарушения.

Частные перевозчики хотят открытого диалога и публичного объяснения реальных причин, побудивших городскую администрацию на подобные  действия. Ради этого они готовы спорить даже в эфире местных телеканалов.

– Дайте нам площадку, мы придем и расскажем о том, что происходит. Пусть с нами говорят те, кто придумал эти изменения. Давайте говорить об этом, давайте устроим батл между перевозчиками и городской администрацией, если это потребуется, – говорят перевозчики. – Пусть жители решают.

фото: Сергей Медведев, RIA56

Пока же, по мнению, частников, нарушений столько, что впору обращаться в УФАС и к Президенту страны Владимиру Путину. Проект письма единогласно приняли на заседании, отметив, что без дальнейших договоренностей с мэрией перевозчики готовы выйти на митинг. Протестные настроения пока поддерживает меньшинство, но градус накала растет.

– Тут вас можно понять. Первое, что бросилось в глаза – были очень короткие сроки, за которые нужно было подготовить такую документацию, второе – когда вы заключаете договор и покупаете технику, снова перемена. Есть ли среди вас те, у кого в наличии подобные большие автобусы? Один? И здесь также вопрос к городу: прежде чем разрабатывать конкурсную документацию, нужно понимать, кто придет к тебе на конкурс и есть ли у перевозчиков такие возможности. Мировая практика – чем больше конкуренция, тем выше качество услуг и ниже цена, – комментирует координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Дмитрий Болдырев.

От идеи забастовки перевозчики открещиваются. Пока они готовы работать в правовом поле и не хотят идти на крайние меры.

– Мы опытные перевозчики, нам дороги наши пассажиры, мы все помним февраль 2009 года (большая забастовка работников общественного транспорта в Оренбурге – RIA56 ), когда на маршруты не вышла часть автобусов, и жизнь в городе встала. Мы будем искать другие пути, но не позволим людям стоять на остановке и ждать. У нас есть другие меры, адекватные, поэтому жители города могут быть спокойны, мы работаем и будем работать, – говорят предприниматели.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Частные перевозчики Оренбурга собираются выйти на митинг

Это не шутки. Мэрии Оренбурга разонравились маршрутки

В Оренбурге опровергли информацию о повышении тарифов на проезд

«Покажите, как надо работать». Арапов предложил депутату Сафиуллину возглавить городской транспорт