До встречи на 135-м

Наш разговор с директором рудоуправления ОАО «Оренбургские минералы» Игорем Анатольевичем Шустовым состоялся на горизонте +150. Это самая нижняя отметка карьера – его дно.

Земля никогда так просто не отдавала свои богатства людям. Извлекать их из ее недр – титанический труд и весьма сложная наука. Ошибки и просчеты здесь могут быть фатальны.

Недаром те, кто трудится этой отрасли, говорят, что большинство современных горнодобывающих предприятий «умирает» рудником. Однако специалисты по открытым горным разработкам, приезжающие к нам по линии деловых контактов, посещая комбинат «Оренбургские минералы», отмечают, что карьер в рудоуправлении практически идеальный и перспективы его просматриваются на много лет вперед.

Директор рудоуправления акционерного общества «Оренбургские минералы» Игорь Анатольевич Шустов работает на предприятии почти 30 лет. Прошел путь от мастера до руководителя подразделения. Мы попросили его рассказать о тех переменах, которые пережило рудоуправление за последние годы и о перспективах его развития.

— Горный участок при КАГОКе был образован 40 лет назад – в 1974 году. Все его оснащение – один экскаватор ЭКГ-4 и два БелАза-540 грузоподъемностью 27 тонн. Процесс глубокой модернизации производства начался после прихода новой команды управленцев и улучшения экономического положения предприятия. В 2003-м освоены взрывные работы с применением водоэмульсионных взрывчатых веществ. В 2005-м перевозку горной массы стали осуществлять автосамосвалы грузоподъемностью 55 тонн. Был введён в эксплуатацию экскаватор HITACHI-450, успешно начала действовать мобильная импортная установка механического разрушения негабаритов.

Но уже в 2008 году в рудник пришли автомобили САТ-777F грузоподъемностью 91 тонна – одни из лучших автосамосвалов в мире, с идеальной геометрией кузова, позволяющие перевозить на 10-15 процентов больше заявленной грузоподъемности. Приступил к работе буровой станок DML № 22 фирмы Atlas Copco, производительность которого в два раза выше станков СБШ-250 МН, действовавших в руднике ранее.

2009 год ознаменовался переходом на автоматизированную зарядку скважин эмульсионным взрывчатым веществом «Фортис». Начала работать программа автоматического планирования, проектирования и сопровождения горных работ GeoTech-3. Введены в эксплуатацию автопогрузчик KOMATSU 04, с емкостью ковша 11 куб. метров, карьерные автосамосвалы TEREX TR-100, гидравлический экскаватор HYUNDAI, гидромолот DELTA. В 2010-м приобретен еще один одиннадцатикубовый погрузчик KOMATSU WA-800. А в 2012 году рудоуправление уже имело в своем распоряжении гидравлический экскаватор KOMATSU PС 2000-8 – мобильный агрегат, который обладает гораздо большей маневренностью, по сравнению с экскаватором, имеющим электропривод. Гидравлическая техника в течение смены может работать в двух-трех забоях, что обеспечивает подачу руды требуемого количества и качества на обогатительную фабрику. Для оптимального ведения горных работ были приобретены уникальные бульдозеры Caterpillar – мощная и надежная техника. Эти и другие мероприятия позволили увеличить производительность труда и значительно снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет экономии ресурсов.

Важным событием для рудоуправления стало открытие в рамках Индустриального Парка «Оренбургские минералы» завода по производству невзрывчатых компонентов эмульсионных взрывчатых веществ в марте 2013 года. В течение трех месяцев, с апреля по июнь, прошло плановое замещение ЭВВ «Фортис», изготавливаемого на предприятии «ОРИКА-УГМК» и завозимого к нам из Гая, взрывчатым веществом собственного производства. Применение последнего позволило упростить и удешевить ведение взрывных работ. В 2013 году мы осуществили серию экспериментальных взрывов, была разработана технологическая карта производства компонентов взрывчатой эмульсии «Уралит», подготовлены все необходимые документы и утверждены инструкции. Сегодня завод НК ЭВВ уже стал самостоятельной производственной единицей. Его продукция и услуги удовлетворяют не только потребности ОАО «Оренбургские минералы», но и партнеров акционерного общества. В настоящее время активно заключаются договоры по поставке матрицы и газогенерирующих добавок сторонним предприятиям горнорудного комплекса в соседние регионы России и Республику Казахстан.

Значительные перемены за последние годы произошли и в железнодорожном цехе рудоуправления. Выполняются капитальные ремонты электровозов управления тяговых агрегатов и думпкаров. Приобретена и введена в эксплуатацию автомотрисса АДМ 1,5 ЭЛ. Заканчиваются пусконаладочные работы станка КЗТС для проточки колесных пар подвижного состава, капитальный ремонт консольного путеукладчика КПУ-12,5 для укладки и демонтажа звеньев железнодорожных путей в карьере и на отвалах. Начата работа по монтажу микропроцессорной централизации СТА-МПЦ «Урал» на внутрикарьерный Пост № 1. Все маневрово-хозяйственные работы, как то: подача порож-них вагонов со станции «Горный лен» или грузов, пришедших в адрес ОАО «Оренбургские минералы», а также вывод груженых составов осуществляются нашими тепловозами, которые прошли освидетельствование и комиссионный осмотр с правом выезда на пути общего пользования станции «Горный лен». С начала 2014 года идет опти-мизация железнодорожных перевозок, ее цель – снижение затрат и себестоимости.

В текущем году комбинат произведет 400 тыс. тонн качественного хризотилового волокна. Но появление новых рынков сбыта, найденных руководством акционерного общества в Азии, Африке и Латинской Америке, ставит перед нами задачу довести производство волокна в 2015 году до 500 тыс. тонн, т.е. увеличить объемы выпускаемой продукции на 25 процентов. Производственные мощности сделать это позволяют. Что касается человеческих ресурсов, то, не скрою, комбинат, и рудоуправление, в частности, нуждается сегодня в высококвалифицированных рабочих кадрах. В карьере работает мощная современная техника, идут сложные технологические процессы, управлять которыми могут только грамотные, хорошо подготовленные специалисты. Вообще, работники рудоуправления – это особая каста профессионалов, способная выполнять поставленные задачи в самых экстремальных условиях, будь то 40-градусный мороз или палящий степной зной, пронизывающий ветер или не дающий возможности ориентироваться в пространстве буран. Земля так просто в свои недра никого не пускает. С ней надо уметь договариваться.

Что в ближайших планах у рудоуправления? В связи с уменьшением размеров рабочей зоны горно-транспортного оборудования в карьерном поле, усложняется ведение горноподготовительных, взрывных работ и работ по переукладке железнодорожных путей. Поэтому планируется увеличение объемов транспортировки горной массы автосамосвалами как на внутрикарьерных перевозках, так и на внешний отвал. В третьем квартале планируем вскрытие нового рудоносного горизонта на отметке +135 метров – это на пятнадцать метров ниже той точки, на которой мы сейчас находимся. В последний раз такую масштабную работу в рудоуправлении проводили пять лет назад, поэтому для всех нас это событие знаковое. Так что, до встречи на 135-м!