Расширяя горизонты. В Оренбурге набирает популярность семейное образование

фото: ivmfc.ru

Мамы и папы Оренбурга все чаще отходят от привычных стандартов образования. На смену школе и урокам приходит обучение на дому по удобному графику, а учителям – мамы, папы, дедушки, бабушки и репетиторы. Почему все больше родителей делают выбор не в пользу школы, и какие плюсы и минусы несет в себе семейное образование?

Что такое семейное образование?

Новый формат получения знаний появился в России сравнительно недавно. Согласно закону, родители вправе обучать своего ребенка самостоятельно. В таком случае мамы и папы берут на себя всю ответственность за образование детей. При этом они могут привлекать к процессу не только семейные ресурсы, но и пользоваться услугами репетиторов, онлайн-сервисами и дополнительной литературой.

Так, по данным управления образования администрации Оренбурга, на заре тенденции, в 2012 году, семейную форму обучения в Оренбурге выбрали всего семь семей. Сегодня их число возросло до 63.

Что толкает родителей на принятие такого ответственного решения? По мнению специалистов, в некоторых случаях причиной могут стать отсутствие интереса ребенка к общению со сверстниками либо физические или психические особенности здоровья, не позволяющие регулярно посещать школу. Решения об индивидуальных занятиях ребенка также принимают родители, которые считают, что их дочь или сын талантливее и способнее, чем другие дети. Еще одной причиной может стать загруженный график юного дарования или же проживание за рубежом.

Семейное и домашние обучение — весьма схожие термины, но по своей сути, очень разные. Подготовка в корне отличается. Если при семейном образований за подготовку ребенка полностью несет ответственность родитель, то за домашнее обучение отвечает образовательная организация. Да и прибегают к такой форме скорее вынужденно – из-за серьезных заболеваний или длительного лечения. Так, в прошлом году на домашнем обучении в Оренбурге находились 336 детей.

«За» и «Против»

Основными плюсами новой формы обучения педагоги называют возможность уделять больше внимания именно интересным ребенку предметам, выбор собственного режима и темпа обучения, более разнообразный учебный процесс. Занимаясь с родителями и репетиторами, ученик может изучать дополнительные дисциплины, которые не преподают в школе. К тому же, считается, что при такой форме обучения ребенок сможет быстрее стать самостоятельным и научится самостоятельно принимать ответственные решения.

Однако помимо положительных моментов, учителя и психологи говорят и о рисках. Среди них отсутствие общения со сверстниками и здоровой конкуренции. Также, по мнению специалистов, ребенок не получает возможности работать в условиях установленных рамок и норм. В некоторых случаях беспокойство вызывает и уровень компетенции родителей, принявших решение обучать ребенка самостоятельно.

При этом стоит отметить, что знания, получаемые самостоятельно, также общему контролю. Ученик, получивший знания дома, имеет право пройти промежуточную и итоговую аттестации экстерном – для этого просто необходимо подать заявление в образовательную организацию.

Ломая стереотипы

Как семьи приходят к такому решению, RIA56 поинтересовался у оренбургских родителей. Мама 12-летнего Саши Наталья подробно рассказала о своем опыте. Ее сын третий год получает знания вне школы.

— О семейной форме обучения мы узнали абсолютно случайно. Долго изучали этот вопрос – законодательство, отзывы в интернете. Перед тем, как принять решение, собрались на семейный совет, на котором объяснили все Саше, — поделилась Наталья.

Мама мальчика объяснила, что на такой выбор их натолкнули рамки, в которые загоняет детей школа. Саша увлекался теми видами деятельности, которые не представлены широко в образовательном учреждении. Плюс – семья часто надолго уезжает в другие города.

— Семейное обучение позволяет нам делать акцент на сильных сторонах ребенка. Мы поняли, что при индивидуальном обучении школьную программу можно освоить за более короткий срок и уделить больше времени тому, что может принести пользу в будущем, — говорит Наталья. – Конечно, сначала Саша подумал, что ему не придется учиться, но это не так. И если в школе детьми руководствует страх получить двойку, то при семейном обучении ребенком двигает желание добиться успеха. И этот успех есть – через год самостоятельного образования мы стали круглыми отличниками.

Конечно, не все знания родители могут дать ребенку самостоятельно, поэтому семья прибегает к помощи репетиторов. При этом родители говорят о том что, когда ребенок занимается тет-а-тет с преподавателем, у него нет шансов не выучить материал.

Наталья вспоминает, что и родственники, и учителя с опаской отнеслись к переходу Саши на обучение дома. В таких случаях, в первую очередь, окружающие ссылаются на отсутствие общения с другими детьми. Однако мама отвечает, что Саша очень активно общается со сверстниками, он закреплен за своим классом и принимает участие во всех крупных школьных праздниках. Также ребенок посещает различные кружки и секции.

— Наше решение было ни в коем случае не в противовес школе. И мы не можем с полной уверенностью агитировать за такое обучение всех, но именно для нас такая форма стала идеальным вариантом, — заключила Наталья.

Семейное образование имеет свои достоинства и недостатки. Для кого-то оно стало панацеей, а кому-то может показаться несерьезной затеей. К единому мнению прийти невозможно, да и не нужно, ведь главной целью любого родителя было и остается благополучие своего ребенка, а сделать первые шаги к успеху можно как в школе, так и за ее пределами.