Зона отчуждения

Спортплощадка для инвалидов-колясочников в Оренбурге встречает желающих заниматься поросшей травой. На участке пришедшие в негодность тренажёры и стоянка для машин вместо баскетбольной площадки.

фото: Валерий Гуньков

Можно подкачать

Николай Деревянкин сел в инвалидное кресло 6 лет назад после производственной травмы. И здесь, на специализированной спортплощадке, ему бы укреплять мышцы рук, спины, пресса.

— Людям с ограниченными возможностями это нужно, — говорит активист Оренбургского городского общества инвалидов Николай Александрович. — Знаю молодых парней и девушек, которые практически беспомощны в домашних делах только потому, что у них слабые руки. Скажем, принять ванну или на коляске спуститься со ступенек без пандуса вполне можно, если мышцы достаточно крепкие.

Николай согласен даже сам бесплатно быть тренером для детей и подростков, или хотя бы помощником тренера, чтобы подсказывать. Не хватает только обустройства территории. Деревянкин, осматривая каждый тренажёр, комментирует:

— Шведская стенка в хорошем состоянии, её бы только покрасить, и выросший за это время куст срубить. На ней можно пресс качать, колени растягивать, мышцы рук укреплять. Пандус, с одной стороны которого пологий скат, а с другой ступени, научит без посторонней помощи спускаться с лестницы на инвалидной коляске. Но его бы обновить, покрасить, подлатать. Смысл всего этого спорткомплекса — даже не просто поиграть в баскетбол, но и обучиться маневрировать на инвалидной коляске. Это для нас бесценно.

Прогремели на всю страну

Спортплощадка для маломобильных групп населения или коляскодром появился в Оренбурге в 2004 году по инициативе городского общества инвалидов. Спонсоры выделили 500 тысяч рублей. На территории соцзащиты Центрального района Оренбурга на Полигонной, 26а обустроили баскетбольно-волейбольную площадку, горку-тренажёр для спуска на коляске, ступени для обучения подъёму, столы для армрестлинга и игры в теннис, шведскую стенку, брусья.

О коляскодроме заговорили местные и федеральные телеканалы, писали газеты. Подобного на тот момент в России не было.

Открытие коляскодрома было долгожданным событием для маломобильных групп населения. Занимались здесь около пятидесяти инвалидов — взрослых и детей.

В 2013 году в связи с оптимизацией структуры социальной защиты области здание на Полигонной, 26а и его территория оказались вне компетенции города. Площадка начала зарастать травой, некоторые тренажёры были убраны, а ровное асфальтное покрытие стало автостоянкой.

Восстановить бы

Кстати, сами инвалиды говорят, будь возрождена эта площадка, у них не было бы проблем, как до неё добраться. Социальные службы имеют спецтранпорт и по заявке доставляют нуждающегося до места лечения, работы или занятия спортом. Подростков привозили бы в том числе родители. А Николай, например, сам за рулём на машине с ручным управлением. Пересесть в кресло ему помогает жена. И даже въезд с улицы на саму спортплощадку не представляет проблем для колясочника. Вот только пока территория становится стоянкой для автомобилей, приехавших в соседнее учреждение.

— Каждую весну мы надеемся на то, что здесь закипит жизнь, — говорит Надежда Корнеева, председатель областной организации инвалидов «Школа независимой жизни». — Я обращалась в несколько инстанций, но пока, увы, результата нет.

 — Сейчас коляскодром находится в условно удовлетворительном состоянии: сохранено асфальтное покрытие с разметкой под баскетбольную площадку, имеются баскетбольные стойки, брусья, учебный пандус, ступени, поручни, шведская стенка, — отмечает Роза Палатова, замминистра социального развития Оренбургской области. — Сам объект недвижимости, то есть земля и спортплощадка, в пользование Оренбургской области не передавался, в договорах безвозмездного пользования помещениями не значится. На наш взгляд, использование коляскодрома сейчас возможно общественными организациями инвалидов. Что касается выделения ставки специального тренера, то данный вопрос относится не к нашему ведомству, а к комитету по физической культуре администрации Оренбурга. В штатном расписании учреждений социальной службы области такая ставка не предусмотрена.