Новости с фронта: 13 марта — спасенное знамя, герои-истребители и огородное хозяйство

Портал RIA56 совместно с Государственным архивом Оренбургской области запустил проект «Новости с фронта», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ежедневно в специальной рубрике мы публикуем новости из газеты «Чкаловская коммуна» о событиях, происходящих на фронте и в тылу, чтобы напомнить, каким беспримерным героизмом солдат и тружеников тыла досталась Победа.

13 марта 1942 год

«Чкаловская коммуна» в этот день печатает материал из серии «Боевая практика».

На одном из участков Юго-западного фронта 9 марта семь отважных советских летчиков-истребителей на самолетах ЯК-1 (капитан Запрягаев, лейтенант Седов, лейтенант Саламахин, лейтенант Скотной, лейтенант Мартынов, старший сержант Король, командир эскадрильи капитан Еремин) патрулировали над полем боя, прикрывая наши войска с воздуха.

В это время на высоте 2000 метров с запада появилось 25 фашистских самолетов. Семь из них – бомбардировщики, а остальные – Мессершмитты-109.

Невзирая на громадное численное превосходство врага, капитан Еремин решил атаковать вражеские самолеты. Подан сигнал и краснозвездые соколы дружно ударили в первую очередь по бомбардировщикам — «Юнкерсам». Один из них, объятый пламенем, камнем рухнул на землю, остальные рассеялись и повернули вспять.

Наши доблестные герои, сделав боевой разворот, бросились на Мессершмитты. В воздухе ревут моторы. Трещат пулеметы. Гремят авиапушки. Разворот следует за разворотом. Бой кипит! Ожесточение нарастает. Наши летчики четко и умело наносят сосредоточенные удары. Противник распылен, и один за другим падают на землю четыре вражеских самолета.

«Мессершмитты» не выдержали натиска и в беспорядке удирают назад. Наши летчики без единой потери благополучно сели на свой аэродром.

Умение, мужество и отвага семерых патриотов-летчиков, верных сыновей нашей родины, оказались той силой, которая позволила им одержать победу в схватке с врагом, хотя он и имел огромное численное превосходство, располагая 25 самолетами.

Совхозы Чкаловской области ставят перед собой задачу по увеличению урожая огородных культур. Так, например, директор Орского совхоза №2 А. Зотов рассказал о планах на предстоящую посевную кампанию.

— В этом году мы увеличиваем посевную площадь на 210 гектаров. Планируем осуществить ряд агротехнических мероприятий, которые должны еще больше повысить урожайность огородных культур. Картофель будет посажен на орошаемой площади. Кроме того, совхоз будет полностью обеспечен необходимыми кадрами, — подчеркнул директор совхоза. 

Новости короткой строкой.

Свыше ста трудящихся подготовила для сдачи норм на значок ПВХО инструктор-общественник кагановического райсовета Осоавиахима Нина Попова. Большинство сдавших нормы получили отличную оценку.

3500 пар валенок в январе и феврале изготовлены скорняжно-пошивочными мастерскими чкаловского горторга. Значительное количество валенок пошло на удовлетворение нужд эвакуированного населения.

13 марта 1944 год

Еще одна статья, повествующая о героизме советских солдат и офицеров – «Знамя»

Немцы прорвались к селу неожиданно. Четыре танка лощиной подползли к околице и открыли огонь по хатам прямой наводкой. Под прикрытием этого огня в контратаку пошла вражеская пехота.

Защитники села оборонялись стойко. Каждая хата стала крепостью. Свинцовым ливнем встретили врага бойцы. Дымно горели немецкие танки, побитые бронебойщиками. Грудами валялись на снегу трупы немцев  в грязных маскхалатах. Лихо работали наши пулеметчики и автоматчики.

Но силы были неравные, и немцы, видя это, не считаясь с потерями, лезли вперед. Черные танки показались на улицах села.

Отстреливаясь от наседавших на него немцев, гвардии рядовой Иван Вышутин следил за вражескими машинами. Они обходили одну улицу справа и слева. Улица была пустынна. Только одна автомашина виднелась на ней. Шофер возился у мотора. Что же так привлекло к этой уличце вражеские танки?

Вышутин вгляделся в одиночную автомашину и побледнел. Из кузова высоко и гордо поднималось знакомое древко с завернутым в чехол боевым знаменем.

Гвардеец кинулся к автомашине. Немецкие автоматчики пытались преградить ему путь. Он отбился от них гранатой.

— Заводи… что ж ты? – крикнул Иван, подбегая к шоферу . – Спасай знамя!

Шофер выпрямился, хотел что-то ответить, но упал, сраженный пулей. Противный скрежет гусениц приближался.

Тогда Иван Вышутин одним прыжком перемахнул в кузов и схватил знамя. Потом, вместе со знаменем, прыгнул в снег. Немцы открыли по отважному гвардейцу бешеную стрельбу. Но пули щадили храбреца. Отстреливаясь, он уходил от преследовавших его немцев, унося с собой боевую святыню.

Силы покидали героя. Никогда так тревожно не билось его сердце. С трудом передвигались ноги. Усталость сковывала его тело.

Не смерти боялся Иван Вышутин, глядевший не раз ей в лицо, а того, что если его убьют, или, обессилив, он упадет и не поднимется, — священное знамя достанется врагу на поругание.

Великий солдатский долг вел его, заставляя через силу ползти по снегу, через канавы и ямы, не выпуская из рук знамени.

Оно было спасено гвардии рядовым Иваном Вышутиным. И на всю жизнь украсил его грудь орден Славы.