Сергей Бренев: Упростив архитектуру ради копейки, мы теряем неповторимый колорит

Начальник департамента градостроительства и земельных отношений администрации Оренбурга рассказал RIA56 о том, как разрабатывали проект культурного комплекса «Национальная деревня». Сергей Бренев, в 2005-2006 годах руководил архитектурным бюро, которое помогало реализовать проект архитектурного ансамбля. Почему подворья меняют собственников как перчатки, и как сделать их безоговорочно привлекательными?

Все десять национальных подворий культурного комплекса сегодня находятся в частной  собственности. Части из них удалось приватизировать землю, часть до сих пор арендует ее у муниципалитета. Сегодня четыре из десяти подворий пытаются продать новым собственникам. Стоимость Русского дома, к примеру, составляет 50 миллионов рублей. Сергей Бренев уверен в том, что идея, которую заложил экс-губернатор Алексей Чернышев, а именно его называют главным идейным вдохновителем проекта, уникальна для России и имеет огромную перспективу.

 — В свое время там проектировался Дворец дружбы народов с концертным залом и многое другое, — рассказал Бренев. – Ведь, посмотрите, это самое лучшее место у нас в городе. Что-то лучше по расположению и придумать сложно. 

О сути экономической неудачи национальных дворов Бренев говорить не готов. У каждого из подворий своя история коммерческого «успеха». В течение нескольких лет многие из них претерпели серьезные изменения. Где-то пострадала архитектура, где-то внешний облик изменился до неузнаваемости. Немецкое подворье, к примеру, так и не было открыто для гостей. В одном из подворий даже открывали урологическую клинику, помещения  в культурном комплексе сдаются под офисы, реконструируются под мини-гостиницы и рестораны, пристраиваются летние веранды. Но все это далеко от первозданной идеи единого архитектурно-исторического комплекса.

 — Хотелось бы отметить, что еще в процессе строительства, а возведением объектов занимались частники, не было должного контроля за выполнением архитектурных частей. Многие  просто до неузнаваемости коверкали первоначальную архитектурную идею, тем самым девальвировали привлекательность подворья, — говорит Сергей Бренев. —  Согласитесь,  Национальная деревня — это архитектурно-исторический ансамбль и вся ценность ее именно в уникальной архитектуре. Некоторые элементы мы,  к примеру, разрабатывали вместе с национальными диаспорами. Ведь, согласитесь, нет чувашской архитектуры, равно как и мордовской. Есть определенные особенности домов, которые мы старались передать в проектах.

Сергей Бренев рассказывает, что еще в процессе строительства инвесторы не горели тем энтузиазмом, что национальные сообщества. Они упрощали,  меняли,  и это было очень больно видеть, признается архитектор.

 — То, что сегодня произошло – это утратилась вот эта вот изюминка. А когда нет её, какая бы там не была кухня, условия, офисы, отели  — нет привлекательности, — добавил Бренев.

В то же время руководитель департамента городской мэрии уверен, что будущее у национальной деревни есть, только нужно обратить должное внимание на национальные особенности. Провести перезагрузку иными словами.

 — Нельзя все абсолютно выстраивать в одну линейку под какие-то современные стандарты. Вот сейчас модны бургеры. Значит,  давайте везде шлепать бургеры. Кальяны? Будем все кальянные открывать. Наши диаспоры, доверившись таким вот горе-рестораторам, явно проиграли. Помимо всех этих дел, нужен национальный колорит, нужна должным образом оформленная музейная составляющая. Если помните, каждое подворье в проекте было насыщено настоящими элементами национального быта, культуры, сельского хозяйства.  Однако  при воплощении идеи на эти моменты не обратили внимания, сказали «потом» и так далее, — подчеркнул Бренев.

По словам Сергея Бренева, суть возрождения Национальной деревни именно в перезагрузке. Подворья необходимо «почистить», а собственникам, обратиться к истокам и все-таки дотянуть до истинного национального стиля в каждой детали. Однако есть ли контролер у масштабного проекта, которому пророчили и до сих пор пророчат большое будущее?

 — Вопрос является компетенцией правительства Оренбургской области. Это скорее вопрос работы с народностями, проживающими на территории, с официальными объединениями. У администрации таких функций нет, мы осуществляем всего лишь договорные отношения, следим за землей.  Мы убираем и ремонтируем главную аллею, следим за фонтаном, занимаемся озеленением. Но консолидация здесь должна быть, безусловно. Надо ставить одну общую задачу всем сейчас, — говорит Бренев.

 — Мы сейчас, понимая истинную ценность проекта и то, что это может стать туристической Меккой Оренбуржья, говорим о том, что все здесь должно быть подчинено национальной культуре, — подчеркнул Бренев. —  Это наша общая беда. Не только в Национальной деревне. Упростив архитектуру ради копейки, мы теряем неповторимый колорит и красоту города. И рычагов повлиять на то, чтобы заказчик соблюдал все досконально нет. То есть сейчас собственник может не заключать договора на авторский надзор и в 99% случаев так и происходит. Мы нуждаемся в принятии, в возрождении полноценного закона об архитектурной деятельности. Иначе так и будем сталкиваться с тем, что во время реализации 130 изменений в проект были внесены, и мы с этим ничего не можем сделать.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Почем подворье? В Оренбурге выставили на продажу объекты в Национальной деревне

Дружба народов за памятником Гагарину: как выглядит комплекс подворий в Оренбурге