Кем хочет стать Оренбург? Эксперты выясняли архитектурное будущее города

Градостроительное будущее областного центра и его городской среды активно обсуждали на панельной дискуссии в рамках международного форума «Оренбуржье – сердце Евразии». Секция стала одной из самых масштабных. Споры  о городском пространстве направлял в нужное русло  руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. Среди экспертов – ученые, политики, депутаты, архитекторы и представители общественности.

Тема благоустройства городских пространств  — одна из главных среди обсуждаемых, крайне актуальная для большинства российских городов. В 2017 году в Оренбург пришла федеральная программа, в которой городу и его жителям предложили подумать над тем, какими они хотят видеть собственные дворы, парки и общественные территории.  Переосмысление подходов к благоустройству стало одной из приоритетных задач городских властей.

 — Во время реализации программы, создавая проекты для тех или иных дворовых территорий, мы, конечно, учитывали золотую середину. К сожалению, всем не угодить, и мы брали в расчет мнение большинства жителей домов, — рассказал депутат Законодательного Собрания Оренбургской области, региональный координатор партийного проекта «Городская среда» Дамир Фахрутдинов.  – Стоит отметить инициативу оренбуржцев, которые помогали нам создавать комфортные условия и создавать будущие проекты.

Активность жителей назвали одним из основополагающих факторов в работе федеральной программы.

 — Когда жители сами принимают участие в разработке удобных для жизни территорий, они потом бережно сохраняют эти территории, как сделанные собственным трудом. Это важное качество – дать понять населению, что выделенные средства – не даются просто так, а зарабатываются идеями и огромным желанием, изменить пространство вокруг себя к лучшему, —  сказал Святослав Мурунов.

В то же время советник президента общероссийской общественной организации «Союза  архитекторов России» Евгения Муринец подчеркнула, что практически повсеместно понятие комфортной городской среды приравнивают только к благоустройству. С архитектурной точки зрения это более широкое  понятие, включающее в себя и градостроительство, и ландшафты, и фасады зданий, и функционал этих зданий, а также пропорцию пространств.

 —  Важно, чтобы благоустройство было адресным. У нас 1112 городов в России, в которых 75% от общей площади застройки – это советская архитектура, типовые микрорайоны и только 25%  – это историческая среда, которую обязательно нужно подчеркивать. Оренбург – один из таких городов, — отметила Евгения Муринец.

Каким Оренбург видит свое будущее? На этот вопрос попытался ответить начальник департамента градостроительства и земельных отношений администрации Оренбурга Сергей Бренев. Он вспомнил историческое прошлое города-крепости, спроектированного по примеру Санкт-Петербурга. Из комфортного и компактного город больше века назад из-за массовой типовой многоэтажной застройки потерял свою идентичность. Чтобы вернуть ее городские архитекторы пробуют различные инструменты.

 — В Оренбурге до наших дней сохранились различные образцы архитектурных стилей – классицизм, модерн, псевдоготика и уникальный купеческий кирпичный стиль. Это элементы, которые живы до сих пор, но поменялась структура города. Сегодня мы имеем в историческом ядре более 420 памятников архитектуры, которые находятся в ужасающем или предужасающем состоянии, — рассказал Сергей Бренев. — В этом году мы решили искать пути решения этих проблем  и развернули масштабный проект по реконструкции набережной Урала. В качестве такого же примера будем восстанавливать главный кафедральный Собор с прилегающей территорией. Сейчас там промышленная зона, которая должна к 2020 году освободиться.  Это пример реновации городских территорий. И по нашей задумке именно в этом русле пойдет историческое обновление городской среды. Проблем много – это и проблема расселения, и проблемы восстановления памятников и проблема привлечения бизнеса на выгодных условиях.

 — Каким город видит себя в будущем? Есть ли у него смысловая стратегия? – пытает вопросами Сергея Бренева руководитель Центра прикладной урбанистики.

 — Оренбург многоплановый город, как и сотни российских городов. Мы видим суть в экономическом, туристическом, культурном потенциале.  Исторически — это Форпост России. Крепость дружбы с имперским духом, — отвечает Бренев.

 — У города однозначно есть потенциал культурного приграничного сотрудничества. У вас даже банки называются «Форштадтами», — шутит Мурунов. —  Этакая фантомность форпоста присутствует во всем. И если так  активно продолжать работать с городским пространством, то город станет истинным сердцем Евразии, — заключает эксперт.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

От Италии до Индонезии: международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии» официально открыт

Пункт пропуска «Сагарчин» станет частью транспортного проекта «Европа – Китай»

Тигран Саркисян: Международный форум наполняет содержанием наши интеграционные процессы

Сергей Лавров назвал Оренбуржье перекрестком торговых путей Европы и Азии